​По волнам, по морям…

653

– Эмиль Абдыкалыевич, какова предыстория подписания этого любопытного документа и в чем его основная цель?

– Нынешний год ознаменован пятилетием создания Евразийского экономического союза, и работа над серьезным отраслевым Соглашением о судоходстве завершена к юбилею. Документ стал результатом тесного взаимодействия государств – членов союза и комиссии.

Он является нормативно-правовой основой по регулированию вопросов судоходной политики по внутренним водным путям государств ЕАЭС, совершенствованию механизма сотрудничества компетентных органов сторон и определению режима пребывания судов, членов экипажа и грузов на территориях государств – членов Союза.

Дело в том, что транспорт­ная политика стран ЕАЭС предусматривает создание новых евразийских коридоров, которые будут формировать единую транспортную систему, обеспечивающую мультимодальность перевозок грузов. Мы говорим об интеграционном проекте, который может существенным образом повлиять на ситуацию с перевозками внутри союза, поскольку затрагивает интересы нескольких стран и ряда хозяйствующих субъектов.

Подчеркну, что соглашение прежде всего по естественным причинам направлено на осуществление судоходства по внутренним водным путям России и Казахстана, а в перспективе – и Беларуси.

Подготовка документа проходила в несколько этапов. При этом изначально договоренности по судоходству на новых условиях были заложены еще в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. В дальнейшем вопрос нашел отражение в программном отраслевом документе – Основных направлениях и этапах реализации скоординированной транспортной политики государств – членов ЕАЭС, утвержденных президентами евразийской «пятерки» 26 декабря 2016 года. При этом в разработке соглашения активное участие принимали представители бизнес-сообщества. Поскольку бизнесмены участвовали довольно активно, документ полностью учитывает интересы предпринимателей.

– Что заложено в содержательной части соглашения и выведенном в нем алгоритме взаимодействия судовладельцев и профильных ведомств? В чем состоит новация?

– Начнем с того, что в соглашении говорится о том, что суда под флагами государств – членов ЕАЭС имеют право перевозить грузы, пассажиров и их багаж, а также осущест­влять буксировку на смежных внутренних водных путях.

Кроме того, возможны транзитный проход по внутренним водным путям, двусторонние перевозки, за исключением перевозки и буксировки между портами одного государства-члена судами под флагом другого государства-члена и перевозок в порты (из портов) другого государства-члена и третьими странами.

Основу соглашения составляет упрощенный механизм взаимного доступа судов к плаванию по внутренним водным путям. Процедура получения такого доступа сокращается фактически в 6 раз – с 60 дней до 10. Так, плавание судов под флагами государств-членов по внутренним водным путям на территориях стран союза происходит на основании заявления, которое судовладелец должен подать в уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС (на территории которого находятся внутренние водные пути) не позднее чем за 10 календарных дней до захода судна.

Со своей стороны уполномоченный орган будет оповещать заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход только в случае принятия отрицательного решения.

– Что касается двусторонних перевозок, как они будут регламентированы?

– И здесь никаких сложностей. Двусторонние перевозки будут проходить на основании уведомления. По нему уполномоченные органы государств-членов ежегодно, до 1 апреля, будут согласовывать предварительные списки судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировки из портов (в порты) внутренних водных путей одного государства-члена флага судна в порты (из портов) внутренних водных путей другого.

Соглашение также регулирует вопросы о взаимном признании судовых документов и признании квалификационных документов капитана и членов экипажей судов.

При этом каждая сторона соглашения обязана обеспечивать одинаковые условия для всех компаний, оказывающих услуги на внутренних водных путях.

Помимо этого, стороны предпримут необходимые усилия для гармонизации и унификации своего национального законодательства в части требований к осуществлению судоходства по внутренним водным путям и обеспечения его безопасности.

– Решение принято. Вступило ли оно в силу или пока еще нет? Когда заработает?

– В настоящее время Соглашение о судоходстве проходит процедуру ратификации в государствах-членах.

С момента вступления соглашения в силу стороны в течение 30 календарных дней должны будут определить требования к минимальному составу экипажей судов, установить порядок рассмотрения заявления, обменяться образцами документов, указанных в соглашении.

– Отразятся ли новые правила каким-то образом на сопряжении ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь»? На бизнесе стран ЕАЭС?

– По своей сути соглашение напрямую не связано с сопряжением евразийской экономической интеграции и проектом «Один пояс – один путь». Однако документ может способствовать опосредованному переориентированию части внутреннего грузопотока между государствами – членами союза (прежде всего между Россией и Казахстаном), проходящей наземным транспортом, на водный транспорт. А это фактически содействие увеличению пропускной способности для транзитных перевозок на евразийских транспортных коридорах.

Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе действие соглашения даст положительный эффект для грузоотправителей и судовладельцев, осуществляющих перевозки по внутренним водным путям за счет снижения административных издержек и расширения доступа к международным морским путям.

Развитие торговли между Востоком и Западом, перегруженность железнодорожного и автомобильного транспорта все более настойчиво требуют использовать внутренний водный транспорт, что также позволит сократить затраты на перевозку, а также уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду.

Возможно, что внутренний водный путь будет включен в интермодальную цепочку поставки грузов, доставляемых железнодорожным транспортом из Китая в Европу.

Также стоит ожидать позитивных изменений для предприятий судостроительной промышленности за счет увеличения спроса на новые суда «река-море». Также мы надеемся, что соглашение будет способствовать развитию совокупного транзитного потенциала по международному транспортному коридору Север – Юг.

Вступление в силу Соглашения о судоходстве и его реализация призваны внес­ти существенный вклад в формирование единого транспортного пространства и создание общего рынка транс­портных услуг Евразийского экономического союза. 

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Неприглядные врата страны
У границы фуры ходят хмуро…
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

В СКО провожали «300 спартанцев»
90 тысяч саженцев высадят в Карагандинской области
Важно вовремя распознать недуг
Использовать все возможности

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]