По волнам памяти

704
Флюра Мусина

На этот раз был представлен спектакль A Journey of memory («Путешествие памяти») немецкого хореографа Раймондо Ребека, созданный специально для труппы Astana Ballet. Спектакль-воспоминание, спектакль-исследование тайников памяти оказался близок и понятен зрителям разных поколений, хотя хореограф признается, что это очень личная для него тема.

– Феномен памяти – прежде всего воспоминание о моей бабушке, которая страдала деменцией, и с каждым годом погружалась во все более глубокие слои своих воспоминаний. Это воспоминания моей матери. Наверное, поэтому главный персонаж балета – женщина. Реальная – и ее отражение в зеркале, ее память, – признается хореограф.

Черный квадрат пустой сцены, тревожные звуки прелюдии Шопена, и медленно поднимающаяся вверх люстра освещает хрупкую фигурку женщины в черном. Череда завораживающих движений, и вот она метнулась тенью к старинному зеркалу в тяжелой раме, коснулась своего отражения…

Артисты труппы танцуют спектакль Ребека с полной отдачей и большим удовольствием, хотя простой лексику автора не назовешь. При сложнейших поддерж­ках, изощренной и элегантной пластике движений главным пожеланием хореографа к артистам было идти за чувством, следовать своим эмоциям.

– Постановка спектакля стала для нас настоящим творческим процессом, – ведущая солистка театра Татьяна Тен, исполняющая главную партию, горда своим участием в создании роли. – Хореограф приходил с четким знанием того, что он хочет видеть на сцене, но давал нам свободу для импровизации. Главное – он просил не делать классических па, «не танцевать балет», а следовать естественному жесту. Так первая сцена, когда моя героиня подходит к зеркалу, была чистой импровизацией. Он просил представить себя, но совсем юной, как бы я общалась с ней, в каких движениях это проявилось бы.

Раймондо Ребек, в прошлом блестящий танцовщик, работал со многими выдающимися хорео­графами, прекрасно владеет техниками современного танца. Но его пластический язык, свободно включающий разные стили от неоклассики до contemporary, строго индивидуален, в нем явно прослеживается посыл немецкого экспрессионистского танца. Движение рождается из чувства, тело совершает тот жест, который является самым точным выражением сиюминутной эмоции, на зрителя это работает на подсознательном уровне, включает в процесс сопереживания.

При всей импровизационности спектакль Ребека крепко сшит, в нем нет ничего лишнего или случайного. Минималистическая сценография лишь подчеркивает идею, каждый предмет на сцене имеет свое символическое значение, являясь в то же время важной частью хореографического текста. Свисающие с потолка люстры с горящими свечами; огромная фотографическая рама, которую сжимают старческие руки (память невольно отсылает к А. Дюреру) и темное пространство-омут; зеркало, которое то отражает тень прошлого, то впускает в свое зазеркалье.

Так возникают персонажи-воспоминания, выраженные в брутальных и лирических дуэтах, пронзительные в своей откровенности и невозможности отпустить прошлое. Воспоминания-чувства, воплощенные в танце шести пар танцовщиков, которые то вдруг превращаются во что-то многорукое-многоногое (печаль-тоска?), то вторят любовному дуэту, то выстраиваются в ритмические ряды набегающих волн памяти.

Героиня подходит к стене с развешенными на ней фотографиями – и вдруг они оживают: сквозь рамы протягиваются руки, которые цепляют ее, терзают душу, подставляют ладони, по которым она карабкается вверх, охватывают кольцом воспоминаний… Столько образов рождается в сознании зрителя в результате этих простых движений и точно найденной хореографом пластической метафоры!

Музыка в спектакле также неразрывно связана с действием. Компиляция из произведений четырех композиторов, разделенных во времени и пространстве (Фредерик Шопен, Эцио Боссо, Филип Гласс, Фазил Сай), собрана самим хореографом и звучит как целостное произведение.

– Наверное, это самая трудоемкая часть работы, – признается он. – Уходит от 6 до 8 месяцев на создание музыкальной составляющей спектакля. Пока я ищу музыку, не люблю отвлекаться на что-то еще. Погружаюсь в процесс полностью, музыка должна сочетаться и давать эмоциональный толчок для постановки.

Музыка в спектакле реминисцентна, что, в свою очередь, рождает дополнительную степень погружения в глубины памяти, но теперь уже зрителей. Хореограф обращается к композициям Эцио Боссо, чья судьба и неповторимая игра рождают свой эмоциональный пласт восприятия. В финале звучит музыка Шопена, но из альбома Reminicentia исландского композитора-неоклассика Олуавира Арналдса. Знакомые темы композитора-романтика Шопена в новом прочтении музыканта-мультиинструменталиста поднимают из подсознания все новые и новые реминисценции. Тема шопеновского ноктюрна звучит в скрипичном исполнении, что наполняет прощальный дуэт особой чувственностью.

Техническая подготовленность труппы Astana Ballet, ее молодость и креативность вызвали восхищение европейского хореографа.

– Они прекрасно подготовлены, владеют всем арсеналом движений, излучают энергию и готовность следовать за тобой, – отметил Раймондо Ребек. – И здесь рождается магия театра: я создаю спектакль по своим ощущениям, но исполнители не могут копировать мой опыт, они имеют свой и вкладывают его в спектакль. И в результате каждый раз рождается совсем другой балет.

Такая постановка имеет бесконечное пространство вариантов и требует от исполнителей большой эмоциональной отдачи. Ведущие солисты театра Татьяна Тен, Марина Кадыркулова, Фархад Буриев и Казбек Ахмедьяров справились с задачей блестяще. Хотя, как признается исполнительница второй заглавной женской партии (Память героини) Марина Кадыркулова, это было совсем непросто:

– Нельзя выходить пустым на сцену. После прогона чувствую себя совершенно опустошенной. Но у меня есть несколько часов, чтобы наполнить свое внутреннее пространство эмоциями. Без них в этом спектакле никак нельзя.

Постановка смотрится на одном дыхании, зритель не успевает выдохнуть, как и его затягивает омут воспоминаний главной героини. Мы вместе с ней проживаем жизнь и каждый отрезок пути и выходим после спектакля просветленными, очищенными.

Финальная сцена символична: окончен бал, огромная люстра вновь опускается на сцену, накрывая собой память. Люстра медленно поднимается вместе с памятью-тенью, и героиня, которая все еще держится за свои воспоминания, в самый последний момент отпускает их…

Реминисценции и аллюзии, рассыпанные по всему спектаклю, заставляют вспомнить платоновское высказывание о природе человеческой души, о родственности предметов, благодаря чему можно все вспомнить и все найти. Найти в глубине своей памяти, ведь реминисценция рассматривается как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству. Наверное, именно об этом рассказывает новый спектакль театра Astana Ballet.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Содержание металлов в горных реках Рудного Алтая превысило нормативы в 83 тыс. раз
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Китай любит тишину
Ипотека без ажиотажа, прозрачная и понятная очередь на жилье
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Пострадавшие благодарят за помощь
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Ученые КазАТИУ разработали РНГА (реакция непрямой гемагглют…
Третий титул и авто в придачу
Добровольчество – сила реальная
В рамках программы Tech Orda подготовлены свыше 15 тыс. IT-…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]