Свежий выпуск

По священным местам

​К 30-летию Независимости Казахстана Отрарский государственный археологический музей-заповедник и акимат Отрарского района организовали историко-просветительскую экспедицию «От Отрара – родины великих людей – до Улытау – колыбели нации».

Главная цель экспедиции – популяризация истории древнего Отрара и великих сыновей казахского народа.

Как отметил ее участник Жангельди Махашов, директор Отрарского государственного археологического музея-заповедника, в статье «Семь граней
Великой степи» Первый Президент
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что наши прославленные батыры, мыслители и правители достойны стать примером для подражания не только в Казахстане, но и во всем мире.

– Наше путешествие началось в мавзолее святого Арыстан-баба в Отраре, – рассказывает директор музея-заповедника. – Из Отрара мы доехали до Туркестана, поклонились мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи и через Кызылорду направились в Жезказган. Казахская Бетпак-Дала – обширный пустынный регион, расположенный в центральной части страны. Преодолев его, вечером мы направились в шахтерский Жезказган. Здесь нас встретили сотрудники Жезказганского историко-архео­логического музея.

На следующее утро экспедиция в сопровождении Куантая Жабаги­на, заведующего экскурсионным отделом Национального историко-культурного и природного заповедника «Улытау», направилась к мавзолею Джучи-хана. Здесь Куантай Бакытжанович подробно рассказал историю средневекового памятника. По его словам, этот шедевр архитектуры, расположенный на берегу реки Каракенгир, был предположительно построен в 1228 году после смерти Джучи. На его внутренних стенах нет орнамента. Судя по сохранившимся здесь тамгам, есть основания полагать, что в строительстве принимали участие подчиненные Джучи племена (огуз, аргын, кипчак, керей, найман, конырат, канглы). Пол выложен плиткой. В центре мавзолея – могилы двух человек: Джучи и старшей жены Джучи (дочери младшего брата правителя Керейского ханства Тогрул-хана) Бектумыш.

Рядом с мавзолеем расположен археологический комплекс XIII–XIV веков – городище Орда-Базар и памятный камень Кетбука абыз, одной из крупнейших историчес­ких фигур XIII века.

Сейчас, по словам Куантая Жабагина, возле мавзолея Джучи-хана близится к завершению строительство туристического центра. В центральном дворе будет находиться ханский шатер и большой памятник Джучи.

Следующим направлением экспедиции стал историко-архитектурный памятник Домбауыл.

По мнению ученых, Домбауылский храм – одна из старейших построек Центрального Казах­стана, которая относится к периоду гуннов.

По легенде мавзолей построен в честь великого композитора и воина Домбауыла. Архитектура здания уникальна: оно прямо­угольное, высотой более пяти мет­ров, крыша сделана из толстых и очень прочных каменных плит в форме конуса.

– Мы поднялись примерно на 2 метра выше порога здания и попали в комнату, сделанную из камня, похожую на юрту, со световым проемом на крыше, – говорит Жангельди Махашов.

Ученые считают, это внутреннее сооружение создано для молитв и общения с Богом.

Далее экспедиция отправилась к мавзолею Алаша-хана, одному из самых значимых архитектурных памятников Улытауского района.

– На пути мы столкнулись с трудностями. Песчаные, каменистые грунтовые дороги, поймы рек затрудняли движение транспорта, – говорит Жангельди Махашов. – Но участники экспедиции не отказались от своей цели, ведь было важно увидеть своими глазами свидетельства нашей древней истории.

Мавзолей Алаша-хана расположен на высоком хребте у берега реки Каракенгир. Точной даты постройки мавзолея нет, но ученые утверждают, что он был возведен из обожженного красного кирпича во времена династии Караханидов. Снаружи здание украшено орнаментом, похожим на геометрический узор. Вокруг мавзолея – старинное кладбище.

По словам Жангельди Махашова, в мавзолей можно подняться по лестнице в левом углу здания, затем обойти купол по узкому трапу и достигнуть самой его вершины. Об Алаша-хане ходит множество легенд. Согласно их сюжетам, он, сын туркестанского хана, якобы родился с проказой, поэтому дитя недолюбливали и прозвали «Алаша», то есть пест­рый.

По настоянию старшей жены хана его прогнали с родных берегов Сырдарьи в Сары-Арку. В тех краях покинутого ребенка нашел один бедный человек и воспитал как сына. Когда же мальчик вырос, его влияние и авторитет стали расти, и казахи избрали его ханом всех трех жузов, как самого мудрого и справедливого человека.

– Мы посетили исторические места вдоль реки Каракенгир, прошли по священной земле, поч­тили память наших предков и нап­равились в Улытау – колыбель нации, – продолжает Жангельди Махашов. – На главной дороге в Кумысбулаке между селами Жезды и Улытау установлен памятник Синему волку – главному тотемному животному древних тюрков. Далее мы остановились у монумента «Единство народа Казахстана», расположенного на въезде в центр Улытауского района на склонах Улытау. Здесь нас встретили заместитель директора Национального музея истории, культуры и природы «Улытау» Аман-Серик Есенгали и жители села Улытау. После знакомства мы направились в Нацио­нальный историко-культурный и природный музей «Улытау». С работой музея и его открытого фонда нас познакомила главный хранитель Баян Шайгозова. Мы увидели артефакты из древней истории Улытауского региона, узнали об истории края.

Директор музея-заповедника Бахтияр Кожахметов развернуто рассказал участникам экспедиции об этих местах. Улытау – золотая колыбель казахского народа, центр кочевой культуры и степной цивилизации. Здесь происходили великие события, имевшие причастность к становлению государственности Казахского ханства.

Горы Улытау видны издалека. Самая высокая их точка – пик Аулиетау – символ поклонения горам в древнем мире, напоминающий образ «Горы мира». Не исключено, что изображение горы связано со священными символами. Вероятно поэтому вокруг Улытау много древних ритуальных построек – курганы, огузско-кипчакские каменные башни. В Улытау также расположены могилы исторических личностей. Кочевники считали это место священным.

Гора Улытау – не только высшая точка западной Сарыарки, но и ее центр. Ее вершина считается местом, где встречаются небо и земля. Поэтому с древних времен гора считалась святилищем, обителью богов и духов, священным центром. Это место, где, по представлениям древних жителей, природа и человек могут вступать в контакт и общаться.

У тюрков Центральной Азии названия местностей дают возможность локализовать места древних святилищ, где совершались религиозные ритуалы. Село Улытау – красивое место, расположенное в самом сердце священной горы. Здесь построен при поддержке Министерства культуры и спорта туристический центр. Здесь же прошла встреча участников экспедиции с жителями Улытау.

Путешественники представили привезенные ими экспонаты Отрарского музея. Особый интерес местных жителей вызвали изоб­ретенные нашим выдающимся земляком аль-Фараби музыкальные инструменты, привезенные из Египта в Отрар.

Заместитель акима Улытаус­кого района Багдат Байжантаев поблагодарил участников экспедиции от имени жителей Улытау за представленное культурное наследие нашего предка
аль-Фараби.

В свою очередь Пердехан Жаппаркулов, руководитель экспедиции, заместитель акима Отрарского района, отметил, что культурные связи между двумя священными краями продолжатся. Другие участники рассказали об исторической преемственнос­ти Отрара и Улытау, о памятной надписи знаменитого эмира Тимура в Алтыншокы (гора в Улытау. – Авт.) и о его гибели в Отраре, во дворце эмира Бердыбека.

Участник экспедиции, народный поэт Асельхан Калыбекова прочла свои проникновенные стихи, посвященные двум священным регионам Казахстана. В завершение мероприятия певец Дворца культуры Отрарского района Абильдахан Улжалгас исполнил песни «Арыстан-баб» и «Отырар камалы».

По окончании мероприятия участники экспедиции встретились с представителями СМИ и ответили на их вопросы.

Автор:
Игорь Прохоров
14:57 , 20 Июля 2021
0
773
Подписка

Читайте также

3 Августа 2021

В гости к мэтру

0
3 Августа 2021

Благое дело

0

Популярное