Астана -13 °С Алматы -6 °С
Свежий выпуск

​По лестнице воспоминаний

Каждый, кто побывал во Дворце Независимости на фотовыставке «История, написанная светом», посвященной творчеству Нурмухамата Имамова, стремится попасть на нее вновь. Одних она возвращает в собственное детство и юность, другим открывает неизвестные страницы прошлого столицы.

Три сотни уникальных снимков – как триста ступенек по лестнице воспоминаний для тех, кто родился в Акмолинс­ке, позже переименованном в Целиноград. Радовались, влюблялись, ходили в школу, бегали на свидания и даже в фантастическом сне не могли представить, что не за горами то время, когда областной центр волей Президента превратится в стольный град.

Там, где сейчас широкие проспекты, величественные здания, цветущие бульвары, радужные фонтаны, стояли доживающие свой век старые дома, а после дождя была такая непролазная грязь, что застревали даже машины, а для жителей окраин резиновые сапоги летом были самой подходящей обувью.

– Расскажи кому – ведь не поверят! – смеется знакомый фотокорреспондент и тут же становится моим добровольным гидом.

– Вот смотри, чугунка. Здесь я работал, а вот «Зеленые ряды»…

У другого моего знакомого теплеет взгляд при виде кинотеатра, куда он еще дошколенком ходил вместе с бабушкой смотреть фильм «Приключения Питкина в больнице».

– Представляешь, я от смеха чуть по полу не катался, когда смотрел в детстве эту картину, – рассказывает он. – А когда вырос, пересмотрел ее снова и ничего веселого не нашел.

Так, наверное, и с ретроспективой в прошлое нашего города, каким бы оно милым ни казалось на заре прекрасной юности. Но вернуться в провинциальную размеренность, где известные театральные коллективы и артисты бывали только наездами, невелик был выбор вузов и интересного досуга, не хочется. Талоны на продукты, очереди, бытовая неустроенность, пыльные бури…Кажется, что все это было давно и неправда. Тем более, стоит тебе сейчас выйти на улицу, как ты тут же попадешь в город своей мечты.

Но это, как говорится, штришки. У экспозиции, подготовленной сыном известного фотожурналиста, краеведа, ветерана Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов СССР, которого не стало 6 лет назад, была более благородная задача. Сын фотохудожника Ринат постарался так подобрать редчайшие кадры отца, чтобы посетители смогли наглядно увидеть не только историю Акмолинской области, развитие Акмолинска и Целинограда, но и достижения промышленности, сельского хозяйства, культуры, спорта, образования, знаковые события города.

Нурмухамат Имамович долгие годы проработал в газете «Акмолинская правда», публиковал свои снимки и в «Казахстанской правде». Мне тоже довелось общаться с этим удивительным и пытливым человеком, писать о нем.

Как вспоминал фотомастер, желание запечатлеть мазанки, узкие улицы, старые купечес­кие особняки, поразившие его воображение, у него возникло тогда, когда он вернулся из армии. Он знал и верил, что город обязательно изменит свое лицо, похорошеет, и люди забудут, каким он был раньше. А фронтовик не хотел, чтобы забывали, и он взялся за фотоаппарат. История края и города настолько увлекла его, что Нурмухамат стал настоящим краеведом-исследователем.

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Омск, Томск, Ташкент, Кызыл-Орда, Саратов, Оренбург… В музеях и архивах каких только городов не побывал Нурмухамат Имамович, сделав множество репродукций исторических фотографий и документов, связанных с историей Акмолинска, Целинограда и Казахстана.

Мало кто помнит, но именно благодаря этому человеку «Акмолинская правда» была награждена орденом Ленина. Основанием стал найденный Нурмухаматом Имамовым первый номер этой газеты, обнаруженный краеведом в архиве Томска.

За годы работы в газете Нурмухамат Имамов собрал огромный архив, особое место в котором занимают фотографии выдающихся личностей нашей эпохи – писателя Сабита Муканова, певицы Розы Баглановой, космонавта Виктора Горбатко, артиста Бориса Андреева, гимнастки Ольги Корбут, японской певицы Турики Оно…

Но главным творческим пристрастием фотомастера, конечно, был Целиноград. Часто на съемки он брал с собой и сына. Они вместе выезжали на пшеничные поля, забирались на крыши домов, строящуюся телебашню.

– Наверное, не осталось ни одного уголка в старом городе, который бы не попал в объектив отцовского «Киева», – рассказывает Ринат. – Он искал документы и снимки в музеях всех крупных городов Союза. Сегодня архив отца – это огромные коробки с пленками, документами, фотографиями, запечатлевшими огромный пласт истории Акмолинска- Целинограда.

На каждой фотографии указаны время и место. Но если вчитаться в историю снимков, становится ясно, что перед нами – социальное исследование.

Экспозиция во всем ее многообразии образов и лиц – это размышление о времени. И напоминание о том, что фотоискусство способно как перенести нас в будущее или прошлое, так и остановить мгновение. Пусть даже не всегда прекрасное. Но все вместе это складывается в объемный портрет города, сохраненный в сердцах многих акмолинцев- целиноградцев, одним из которых был и сам Нурмухамат Имамов.

Конечно, фоторепортеры бывают разными по характеру. Но легких и светлых людей среди них почему-то больше, чем среди прочих журналистов.

От фотокора не требуется писать заумную аналитику или публицистику. У него от этого не портится характер, не горчит во рту привычной желчью. Он, конечно, может наснимать какой-нибудь показухи-обязухи. Не без этого. Но по природе своей фотография может и должна запечатлевать жизнь людей объективнее письма. В полноте, многообразии и противоречивости. И лучшие из фотомастеров прекрасно умеют пользоваться этим. Возводят эту особенность в превосходную степень. В их понимании нет черной жизни. Нет белой. Есть как минимум черно-белая.

Автор:
Валентина Фиронова
11:54 , 27 Июля 2018
0
198
Подписка

Популярное