Свежий выпуск

По электронному билету

Шымкент внедряет новую схему развития пассажирского транспорта, одним из компонентов которой станет электронное билетирование.

Еще в конце прошлого года был объявлен конкурс государственных закупок на разработку Комплексной схемы развития пассажирского транспорта. Его выиграла столичная компания, взяв на себя обязательства за 48 млн тенге избавить городские перевозки от многочисленных проблем.

В первую очередь сделан анализ существующего положения с пассажирскими перевозками, разработаны предложения по оптимизации маршрутной сети.

Основная проблема пассажирских маршрутов сегодня – высокий уровень дублирования, многие маршруты попросту повторяют друг друга. В итоге по центральным улицам движутся вереницы автобусов, выстраиваясь на остановках в очередь, в то время как жители окраинных жилых массивов часами ждут транспорт, чтобы добраться до центра.

Концепция маршрутной сети должна предусматривать создание принципиально новой схемы движения, включающей формирование транспортных хабов, где пассажиры могли бы делать пересадки. В итоге определена дислокация шести из них, располагаться они будут в разных частях города.

Движение автобусов решено пустить по 33 привозным, 6 – радиальным, 29 – квартальным, 2 – магистральным и 8 обычным маршрутам.

После анализа пассажиропотока не претерпели изменений лишь 4 маршрута общественного транспорта. 60 из них оптимизированы, создано 14 новых. В то же время неэффективными признаны 17 маршрутов, 4 из которых вовсе упразднены.

Например, маршрут № 86, протяженность которого составляла 48 км. По времени он занимает 76 минут, а схема движения на 98% дублирует маршруты № 38 и 16. Естественно, что об эффективности такого маршрута не может быть и речи.

Примером создания нового маршрута, обеспечивающего сообщение микрорайонов с транспорт­ными хабами, может служить маршрут № 56. Он свяжет микрорайон «Нурсат», расположенный в АДЦ, со старым центром города. Протяженность линии – 24,8 км. Время в пути между двумя конечными остановками займет 40 минут.

– Теперь все районы города будут охвачены маршрутами общественного транспорта, включая проблемные, жителям которых сложно передвигаться по городу, – говорит заместитель акима Шымкента Максут Исахов. – Маршрутная сеть увеличивается на 85 километров, или на 23%. Это означает, что возрастет охват пассажирскими перевозками. Из любой точки города станет возможным добраться в центр, не прибегая к услугам такси или частных извозчиков.

Упор сделан на подвозящие маршруты, которые доставят пассажиров до центральной час­ти города. К тому же такая схема позволит сократить время ожидания автобуса и время в пути. По новой схеме ежедневно на улицах будет курсировать 851 единица транспорта, тогда как сейчас существует 1 021 график движения.

Сократится и протяженность маршрутов. В среднем она снизится до 34 км. Средний интервал движения составит 10 минут, а время рейса займет в среднем 53 минуты.

Качественные изменения кос­нутся и автотранспортных средств. Изменение маршрутов позволит увеличить на линии число автобусов длиной до 12 м. Таковых будет почти сотня. Основная же часть автобусов – 447 единиц – будут 10-метровыми.

Новая схема пассажирских перевозок на 89% сокращает использование на маршрутах микроавтобусов. В общей сложности останется 25 единиц таких транспортных средств, да и то – вынужденно. Они необходимы для обслуживания пассажиров там, где узкие дороги и резкие повороты не позволяют запустить большие городские автобусы.

Сейчас упор делается на «обкатку» маршрутной сети, чтобы отработать ее во время летних каникул и отпусков. Люди должны привыкнуть и разобраться в новом подходе к организации перевозок, понять, на каком автобусе и куда они доедут, где необходимо будет сделать пересадку.

Горожанам обещают, что новая схема пассажирских перевозок не увеличит расходы на поездки. При пересадке в первые 40 минут или час после начала движения (сейчас этот вопрос решается) человек сможет пересесть в другой автобус бесплатно.

– Внедрение электронного билетирования позволяет делать маркетинговые ходы, поощряя пассажиров, – говорит Максут Исахов. – Разрывы маршрутов компенсируются приятными бонусами со стороны перевозчиков, сокращением ожидания на остановках и движением по более коротким маршрутам.

Систему электронного билетирования «Төлем» Шымкент внед­ряет за счет частных инвестиций одной компании, не тратя на это бюджетные средства. Стоимость транспортной карты составит 500 тенге. Пассажирам предложат 4 вида карточек: общедоступную, студенческую, школьную и бесплатную проездную.

Компания намерена бесплатно предоставить транспортные карты участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, награжденным медалью за доблестный труд, матерям-героиням, обладательницам подвесок «Алтын алқа», «Күміс алқа», незрячим инвалидам.

Следующим этапом транспорт­ной реформы станет создание центра подготовки водителей и кондукторов, контрольной службы электронного билетирования и диспетчеризации. Пока же график движения автобусов в Шымкенте регулируют так называемые секундомеры, которые фиксируют движение на ключевых остановках и затем делятся информацией с водителями автобусов. Естественно, не за так.

Секундомеры, уверяют в городском управлении пассажирских перевозок и автомобильных дорог, исчезнут уже к осени, хотя, как показала практика, они оказались намного живучее, чем GPS-навигация, при помощи которой водителей пытались заставить соблюдать графики движения и не сходить с маршрута раньше положенного времени.

До конца года намечено завершить и обновление автопарка. Три сотни новых автобусов марки Ankai казахстанской сборки поставлены в Шымкент в прошлом году. В нынешнем году поступило еще полсотни, два десятка на подходе. По информации начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Талгата Хосчанова, до конца года по договору должно поступить 598 автобусов.

Концепция развития пассажирского транспорта предполагает передачу автобусов в лизинг частным перевозчикам вместе с правом работать на маршруте и бюджетным субсидированием, в случае если маршрут социально значим.

В акимате считают, что объем субсидий, выделяемых перевозчикам, позволяет обслуживать кредит, своевременно внося платежи.

Сейчас в городе работают 25 транспортных компаний. Из 78 маршрутов субсидируются 28. В текущем году в бюджете на эти цели предусмотрели около 9 млрд тенге.

Пока движение в городе идет по привычной для пассажиров транспортной схеме. В июле планируется провести конкурс на право обслуживания новых маршрутов, запустить которые предполагается в начале августа, чтобы люди успели изучить новую схему движения.

Реформа в сфере пассажирских перевозок не скажется на стоимости проезда. Тариф останется прежним – 70 тенге за поездку. При условии электронной оплаты. Тем же, кто своевременно не обзаведется электронным проездным документом, можно будет рассчитаться наличными, вот только платить придется дороже. Талгат Хосчанов заявил, что пока точная сумма не определена, но, по предварительным расчетам, она составит 100 тенге.

Внедрение электронной оплаты будет проходить поэтапно, чтобы пассажиры адаптировались к новой системе. Это позволит, считают в акимате города, провести ее безболезненно, как это было в ряде других регионов республики.

Карточная оплата покажет
реальный пассажиропоток, высветит реальные доходы транспорт­ных компаний и поднимет качество обслуживания пассажиров.

Автор:
Любовь Доброта
12:11 , 4 Июня 2020
0
1263
Подписка

Популярное