Выставка «Памяти скульптора» проходит в Туркестанском областном музее изобразительного искусства. Она приурочена к 70-летнему юбилею мастера, дожить до которого ему было не суждено.
Коллеги и друзья подготовили каталог, включив в него монументальные скульптуры, установленные в Шымкенте, Таразе, Туркестанской области и других регионах страны и получившие признание общественности. Впервые широкой публике представлены авторские работы, выполненные как бы для себя. Материалом для них послужил шамот – в некотором смысле народный и приятный во всех отношениях материал.
Мини-скульптуры отражают традиции среднеазиатской пластики, которым присущи наивность, искренность, обобщенность форм, внутренний юмор, некое подтрунивание над героями. Все это делает их близкими человеку. Рассматриваешь и ощущаешь некую теплоту, исходящую от каждого произведения, выполненного из глины. Такой контакт очень важен.
– Нас судьба свела в годы учебы в Республиканском художественном училище имени Бенькова в Ташкенте, – рассказал художник-монументалист, лауреат Государственной премии Насыр Рустемов. – Вместе учились, вместе снимали квартиру, а потом, когда я окончил институт имени Сурикова и вернулся из Москвы, вместе работали. В соавторстве с Дауреном Альдековым у нас порядка ста монументальных скульптур.
Недюжинный талант Альдекова проявился в юности. Достаточно сказать, что его дипломную работу – скульптурную композицию «Туркестанские кукольники» – забрали в Третьяковскую галерею, а фигуру Пушкина приобрел один из ленинградских музеев.
Искусствовед Камилла Ли считает, что монументальная скульптура Даурена Альдекова – одна из лучших в Казахстане. И называет его большим мастером. Замечая при этом, что, к сожалению, в последние годы наблюдается такая тенденция, когда скульптуры делаются наспех, торопливо. Зачастую очевидны нарушения в анатомии человека, в пропорциях, композиционные издержки, не говоря о содержательных моментах.
– У авторов отсутствует внутренний цензор, глаз замыливается, и скульптор зачастую не видит свои ошибки. Сказывается и отсутствие профессиональных художественных советов, которые раньше подсказывали мастеру, что и где следовало бы доработать. К творчеству Даурена Альдекова это не относится. В соавторстве с Насыром Рустемовым они создали яркие профессиональные работы, памятники, которые несут в себе глубокое содержание. Это важно, поскольку их устанавливают в общественной среде, и они влияют на формирование вкуса людей.