В Шымкенте прошли общественные слушания, в ходе которых представители АО «НК «КазАвтоЖол» рассказали о некоторых нюансах предстоящего введения платного проезда по трассам республиканского значения. Взамен гражданам пообещали в пути комфорт и безопасность.
Заместитель директора филиала дирекции платных автомобильных дорог «КазАвтоЖола» Еркин Жамкенов сообщил, что Казахстан продолжает развивать сеть платных дорог, следуя мировой практике. И напомнил: впервые платная система в республике была введена на автостраде Астана – Щучинск.
Дорожники считают, что этот опыт оказался успешным. Собранные средства стали направляться на поддержание качества дорог, создание придорожного сервиса и обеспечение безопасности. «КазАвтоЖол» намерен постепенно расширять число автомобильных трасс, проезд по которым будет платным.
В 2019 году в стране были введены платные участки Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос. Теперь очередь дошла и до южного региона. Предполагается, что уже в апреле водителям, держащим путь из Шымкента в Ташкент, Тараз, Кызылорду и обратно, придется платить за пользование этими скоростными трассами.
При полном вводе в эксплуатацию системы оплаты начнет функционировать специальный контакт-центр. Водители смогут круглосуточно бесплатно звонить в call-центр 1403 и получать ответы на вопросы, касающиеся платных автодорог, а также воспользоваться услугами эвакуатора.
Каким окажется тариф для автомобилистов, пока неизвестно. Еркин Жамкенов говорит, что плата будет примерно такой же, как и на уже действующих платных дорогах, – один тенге за километр. Окончательное решение по внедрению платности примут, изучив результаты общественных слушаний, которые организуются не только в Шымкенте, но и в ряде населенных пунктов, расположенных вдоль трасс республиканского значения.
Слушания проводятся для того, чтобы дорожники предоставили дополнительную информацию гражданам о режиме передвижения при введении системы оплаты. Все замечания и предложения, озвученные в ходе мероприятий, заносятся в протоколы встреч и доводятся до сведения профильного министерства.
В основном люди просят установить освещение вдоль трассы, светофорные знаки, чтобы безопасно переходить через дорогу, дополнительные переходы. Кое-где считают необходимым предусмотреть ограждение, чтобы скот не выходил на проезжую часть и не создавал аварийных ситуаций.
Скоростная магистраль проходит по густонаселенному региону, а значит, считают местные жители, необходимо предусмотреть максимальные меры предосторожности.
Безопасности водителей и пассажиров будет способствовать хорошее освещение возле населенных пунктов и мест съезда с трассы. Комфорт в пути создадут зоны отдыха, автосервис, объекты общепита, теплые туалеты, мотели и автозаправочные станции.
Есть пожелания у автолюбителей и по улучшению состояния покрытия на отдельных участках. Дорожные службы признают, что состояние дорог, за проезд по которым теперь надо еще и платить, не везде надлежащее.
– Возможно, есть отдельные участки, требующие незначительного ремонта, – соглашается Еркин Жамкенов. – После наступления сухой и теплой погоды мы обязательно приведем их в порядок. Это локальные отрезки, они есть по всей сети. Один такой участок, к примеру, расположен на выезде из Шымкента. Там произошла просадка покрытия протяженностью 10 метров. Есть проблемы по мосту через Арысь в районе села Темирлановка. Там на деформационных швах появились незначительные просадки. Планируем их уже в скором времени устранить. Ситуация не требует какого-то сложного ремонта. Его проведут за счет средств областного бюджета, объявим конкурс, поскольку объект этот сдан в эксплуатацию, если не ошибаюсь, в 2013 году.
Никаких шлагбаумов на новых дорогах устанавливать не планируется. Проезд транспорта будет фиксироваться на контрольных арках с помощью специальных видеокамер и оборудования.
– На протяжении дороги Шымкент – Ташкент уже смонтированы 3 арки – на выезде из города, на Казыгурте и Черняевском посту, – пояснил Еркин Жамкенов. – Предусмотрен также центр по работе с клиентами. Взиматься оплата с проезжающих машин будет после пересечения ими арки. Если водитель движется лишь от одной арки до другой, оплату производить не надо. Тем самым внутрирайонные передвижения останутся полностью бесплатными.
Аналогичная ситуация складывается по направлению Шымкент – Туркестан и Шымкент – Тараз. В сторону Тараза первая арка находится на Бозарыке, вторая – в районе села Машат и третья – на границе с Жамбылской областью. Так что все передвижения от Шымкента до Бозарыка останутся бесплатными. Транспорту, который движется между Бозарыком и Машатом, точно так же платить не надо.
Для местных жителей предусмотрены льготы. Если транспортное средство зарегистрировано на территории, прилегающей к зоне платных дорог, то его собственник оплачивает в год 1 тыс. тенге и все остальное время может ездить, сколько ему потребуется, без внесения дополнительной оплаты. Данные об автомобиле будут занесены в специальную информационную базу. Оформить годовой абонемент можно будет на пунктах взимания платы.
Руководитель общественной мониторинговой группы проекта «Западная Европа –Западный Казахстан» по Туркестанской и Кызылординской областям Бауыржан Исалиев поинтересовался в ходе общественных слушаний, придется ли водителям платить за проезд по участку перевала Шакпак баба в Тюлькубасском районе. Как известно, движение транспорта сейчас идет в обход строящегося тоннеля, сдача в эксплуатацию которого откладывается уже пятый раз.
– Трасса проходит через село, что не соответствует техническим характеристикам дороги первой категории, – уточнил Бауыржан Исалиев. – Кроме того, не закончилось строительство тоннеля, из-за чего в 2017 году в период проливных дождей под водой оказались хозяйственные постройки восьми местных жителей, а компенсацию выплатили только одному. Между тем это инвестиционный проект, поэтому полностью должны были компенсировать причиненный ущерб. Мы направили письмо в инспекционный совет Всемирного банка и уже получили соответствующее уведомление.
Представители «КазАвтоЖола» заверили участников общественных слушаний в том, что строительство тоннеля завершится до конца текущего года. Все это время, пока движение идет в обход, плату на этом участке за проезд автомашин взимать не будут.
Практика использования платных дорог в Казахстане показывает свою эффективность. В прошлом году принята государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол», в рамках которой в ближайшие 4 года планируется ввести платную систему проезда на 11 тыс. км дорог республиканского значения.