FacePAY – это система управления биометрическими данными, которая может решать самые разнообразные задачи с помощью функции распознавания лиц. Это полностью казахстанская разработка и, как заверил учредитель ТОО «Ipay» Алмас Айменов, используется впервые в мире для оплаты проезда в общественном транспорте.
Для того чтобы не носить с собой ни банковской, ни транспортной карты, ни смартфона, а уж тем более наличные деньги, нужно для начала зарегистрировать свой ИИН в бот-программе FacePAY в Telegram, сделать селфи и привязать к нему свою банковскую карту. После того как пользователь даст разрешение на использование своих биометрических данных, он сможет оплачивать проезд, просто зайдя в автобус, где установлено оборудование. Билет придет автоматически в течение 10 секунд в Telegram. При этом разработчики обещают, что персональные данные пользователей будут надежно защищены.
– Мы долго продумывали архитектуру, просчитывали все моменты и пытались оптимизировать все процессы. Например, чтобы оплатить с помощью SMS или QR-кода, нужен смартфон, а на нем может сесть батарея в самый неподходящий момент. Валидаторы тоже, бывает, не срабатывают, выходят из строя. Мы избавим людей от ненужных движений, при этом FacePAY будет копировать весь функционал транспортной карты. Это технологии будущего, – считает Алмас Айменов.
В ходе технического тестирования отрабатываются детали, насколько точно идет процесс идентификации пассажира, нужно удостовериться в правильности считывания информации, прежде чем проводить какие-то платежные операции. Кстати, горожане смогут вносить свои предложения или жалобы по поводу системы, когда она будет испытываться в пилотном режиме.
Контролеры проверяют оплату с помощью специального мобильного приложения, если вы продиктуете свой ИИН. Так что даже показывать электронный билет не придется. Установлена камера на такой высоте, что воспользоваться услугой смогут даже дети. Нет опасности и двойных списаний, утверждают разработчики. То есть если вы нечаянно еще раз попали в объектив камеры, система поймет, что вы уже оплатили в течение последнего часа.
Планировалось использовать FacePAY и для обнаружения карманников и правонарушителей, внести их в базу данных, но пока этот вопрос прорабатывается.
– Перед нашей компанией стоит задача по организации различных сервисов и форм оплаты. В мире немало трендов, и «Астана LRT» не стоит на месте. Наряду с оплатой наличными мы запустили транспортные карты, которыми сегодня производится львиная доля всех платежей, а также альтернативные способы оплаты посредством SMS, QR-кодов и при помощи восьми мобильных приложений. Биометрия – это следующий этап развития, – рассказал управляющий директор – член правления ТОО «Астана LRT» Даурен Нуралиев. – Насколько мы знаем, в Китае компания Alibaba использует оплату по биометрии в столовых, в Великобритании пытались запускать аналогичную систему в метро. В рамках программы «Цифровой Казахстан» мы движемся дальше и, надеемся, следующий год будет плодотворным, и мы постараемся запустить полноценно оплату банковскими картами и с использованием биометрических данных.
Компания Ipay была одной из первых на рынке, кто внедрил оплату с помощью QR-кода в общественном транспорте Кызылорды и Нур-Султана. Доля купленных с его помощью, а также по SMS на номер 2505 билетов выросла с 3% до 14%. Более 30 тыс. человек ежедневно пользуются приложением.
Помимо этих способов есть оплата при помощи пятизначного кода, это удобно в переполненных автобусах, когда до валидатора или QR-кода сложно дотянуться. Увидев пять крупных цифр на автобусе, можно оплатить проезд, еще даже не войдя в него.
Также, например, в приложении Senim есть возможность заплатить сразу за нескольких пассажиров или с кэшбека других сервисов. Более 15 тыс. билетов ежедневно покупается с помощью этого приложения. Кстати, все комиссии берет на себя «Астана LRT».
Если на начало 2018 года доля безналичной оплаты в общественном транспорте столицы составляла всего 26%, то сейчас уже превысила 95%. В день совершается 30–35 тыс. транзакций наличными, и эта цифра постоянно уменьшается. Если новый сервис «оплаты лицом» заработает полноценно, то наличные в автобусах станут большой редкостью.