Выставка произведений из фондов Государственного музея искусств им. А. Кастеева представила художников, для которых 2021 год стал бы юбилейным. Сегодня их имена широко известны. Это Николай Крутильников (125 лет), Борис Чекалин (120 лет), Ольга Кужеленко (110 лет), Мэлс Ержанов, Мухит Калимов, Ирина Ярема и другие замечательные мастера.
Один из старейших живописцев республики – народный художник КазССР Николай Крутильников (1896–1961). Главной темой его творчества, которая просматривается даже в портретах, была тяжелая промышленность.
– Жанр, в котором работал Крутильников, можно назвать парадным производственным портретом, – пояснили кураторы выставки Самал Мамытова и Еркежан Омарова. – Его портретные зарисовки медеплавильщиков Балхаша, шахтеров Караганды стали своеобразными репортажами о героических буднях рабочего класса. На выставке можно увидеть «Портрет старшего плавильщика Балхашского завода К. Масабаева», который изображен в процессе работы, что позволило раздвинуть рамки узкого иконографического написания портрета.
Наряду с работами, выполненными маслом, Крутильников создал акварельные портреты. Лучший из них – «Портрет Джамбула Джабаева» – экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в 1954-м и был подарен Ленинграду в честь его 250-летия. А еще Николай Иванович стал первым, кто в 1928-м принял деятельное участие в организации передвижной выставки по маршруту Семей – Петропавловск – Лениногорск – Кызылорда. Выставка имела успех и сыграла большую роль в популяризации среди казахского народа станкового реалистического искусства.
«Портрет матери» принадлежит кисти Раймкула Есиркеева (1921–1980). На картине – доброе, чуть смущенное лицо и немного напряженная поза человека, непривычного к праздности. Это одна из первых работ художника, в которой раскрывается его кредо: уважение к людям-созидателям, стремление найти в них самобытность, идущую из народных исторических глубин. Зритель может увидеть другие его работы – «Народный акын», «Портрет шахтера», а также «Портрет Героя Советского Союза Нуркена Абдирова», где Раймкул Есиркеев запечатлел мужественный образ летчика-героя.
Произведения Мэлса Ержанова (1931–1992) привлекают пейзажной лирикой, уютными двориками и милыми улочками. Художник словно приглашает разделить с ним настроение и вдохнуть аромат уходящего времени. Ержанов некоторое время работал в театре и оформил ряд спектаклей: «Карагоз» М. Ауэзова, «На берегу Иртыша» Ш. Хусаинова, «Блудный сын» Э. Раннета. За оформление спектакля «Одно дерево – не лес» А. Тажибаева, который в 1958-м был показан на Декаде казахского искусства в Москве, Ержанова наградили медалью «За трудовое отличие».
Помимо театрального искусства Мэлс увлекался книжной графикой и плакатным искусством. Интересны его сатирические плакаты «Кто пашет, а кто руками машет», «Вставай, Архип, петух охрип», «В работе разгар, а он на базар». Начиная с 1956 года художник сотрудничал с журналами «Шмель» – «Ара» и «Крокодил», был членом Объединения журналистов-сатириков при Союзе журналистов Казахстана. Но главной в творчестве Ержанова оставалась станковая графика. Его листы «Военное собрание», «Никольский базар», «Пугасов мост», «Кузница» – это, по сути, архитектурные картины прошлого Верного и современного Алматы.
Творчество мастеров XX века, без сомнения, станет полезным для молодых художников в их стремлении творить и совершенствовать талант и навыки, находить красоту в простых вещах. А еще – уметь смещать внимание с внешних атрибутов на внутреннее содержание и строить вдохновенный диалог со зрителем.