Пакеты одноразовые – проблемы многоразовые

2876
Екатерина Бескорсая

Так рождалась легенда

Современные дети даже представить не могут, что полиэтиленовые пакеты когда-то были дефицитным товаром, – мамы и бабушки их мыли, сушили и оберегали от повреждений, чтобы использовать повторно. Далеко не все школьники советских городов и тем более сел могли похвастаться тем, что свою сменную обувь или форму на физкультуру они носят в красочном плотном пакете с ручками.

Теперь же вездесущий целлофановый пакетик – вечный спутник торговли, настолько распространенный, что заполонил не только населенные пункты, но и буквально всю планету. Миллионы пакетов загрязнили мировой океан, реки и озера, поля и леса, горные массивы... От встречи с ними погибают сотни тысяч животных.

По своему непосредственному назначению пакет в среднем используется от 10 минут до часа, а вот период его разложения сос­тавляет несколько сотен лет. От сжигания же этой тары образуется масса вредных соединений, опять же отравляющих окружаю­щую среду.

Обычный фасовочный пакет впервые был произведен в США в 1957 году в качестве упаковки для хлебобулочных изделий и овощей. Менее 10 лет ушло на то, чтобы в мешочки стали фасовать до трети всего хлеба, выпускаемого в этой стране.

К 1973-му объем производства пакетов в Западной Европе составил 11,5 млн штук. Вот так любимые казахстанцами «маечки» появились в продаже в 1982 году в крупнейших торговых центрах Старого и Нового Света. Уже к 2002-му суммарный общемировой объем выпуска полиэтиленовых пакетов исчислялся в диапазоне от 4 до 5 трлн штук в год.

Запрет на пакет

В общем-то, за десятилетия своего существования полиэтиленовые мешочки не особо «эволюционировали», но вот отношение человечества к ним изменилось принципиально. Созданный как маркетинговый ход – реклама плюс бонус для покупателя в качестве бесплатной тары – сегодня пакет носит клеймо «устойчивого загрязнителя экосистем».

За последние 20 лет более 40 стран внедрили тот или иной запрет на использование полиэтиленовых пакетов. Более того, регулярно высказываются предложения по дальнейшему значительному ограничению производства полиэтилена во всем мире.

По оценкам Европейской комиссии, каждый год средний европеец использует примерно 500 целлофановых пакетов, а ежегодный объем производства полиэтилена в Европе составляет 3 млн тонн. Только в Средиземном море плавает уже более 500 т целлофановых отходов. Поэтому еще в 2015 году Европарламент проголосовал за резолюцию, согласно которой страны ЕС должны или сократить среднегодовые расходы неразлагаемых полиэтиленовых пакетов на одного гражданина (до 90 штук к 2019 году и до 40 штук – к 2025 году), или обеспечить, чтобы к концу ­2018-го такая тара не выдавалась покупателям бесплатно.

Примеров того, как власти разных стран борются с загрязнением, немало. Большая работа была проведена в 2015–2017 годах во Франции – здесь полностью запретили самые непрочные и трудно поддающиеся вторичной переработке пакеты, а в законодательстве четко прописали точный размер, вес и тип пакетов, которые попадают под запрет. Французы, по сути, применили китайскую схему – в КНР с 1 июня 2008 года запрещено производить, продавать и использовать любую полиэтиленовую упаковку и пакеты, толщина которых менее 0,025 мм. Наказанием служит не только штраф, но и приостановка производства.

В Латвии применяется другой антистимул – супермаркеты облагаются дополнительным налогом за продажу одноразовых поли­этиленовых пакетов. Такой ва­риант не только отбивает желание реализовывать этот товар, но и обеспечивает дополнительный доход в бюджет страны.

Еще в 1994 году в Дании ввели налог на бесплатные полиэтиленовые пакеты – к сегодняшнему дню такие меры позволили сократить их потребление на 90%. А вот в Ирландии желание купить пакет отбили у самих жителей, потому как на такую тару ввели довольно высокую цену. В Германии за утилизацию пакетов платят потребители, а за сбор и вторичную переработку – продавцы и распространители.

Довольно жесткие требования в Австралии: с 2004 года здесь ввели полный запрет на использование полиэтиленовых пакетов, спустя 4 года местным торговым точкам запретили продавать даже упакованный в полиэтилен товар, таким образом этот остров стал первой территорией на планете, полностью свободной от целлофановой упаковки.

В Танзании за нарушение зап­рета на производство и ввоз полиэтиленовых пакетов могут посадить на год в тюрьму. В Сингапуре, Бангладеш, Тайване, ряде штатов Индии еще с 2003 года действует запрет на любое их использование. А ведь всему миру известны кадры именно из этих стран, где местные реки буквально покрыты полиэтиленовым мусором.

В Руанде тоже действует запрет на полиэтилен – упаковка здесь делается только из бумаги. Более того, власти обеспечили налоговыми льготами тех производителей, которые утилизируют целлофан.

Меняйте понятия

О том, что и бизнес, и общество в целом готовы к решению экологических проблем, говорят многочисленные социальные и маркетинговые эксперименты, которые помогают переломить привычку и поменять угол зрения. Сеть британских магазинов Marks and Spencer все средства от продажи пакетов перечисляет для создания новых садов и парков. В Финляндии в супермаркетах стоят автоматы по приему использованных пакетов, которые служат сырьем для производства нового пластика.

И касается это не только дальнего зарубежья, но и наших ближайших соседей. Например, 2 года назад в 9 торговых точках российского Белгорода в течение недели все купленные горожанами продукты укладывались исключительно в бумажные пакеты. Конечно, такая тара дороже полиэтиленовой, но руководство магазинов взяло дополнительные расходы на себя, чтобы привлечь внимание общественности и убедить горожан: бумажные пакеты тоже удобны в использовании. Спустя неделю некоторые покупатели стали приобретать прежде вовсе невостребованную бумажную тару теперь уже за ее реальную стоимость.

В 2016 году крупнейшие ритейлерские сети Бишкека отказались от бесплатной выдачи пакетов своим покупателям, чем сначала вызвали негодование горожан. Но после разъяснительной кампании люди приняли это как должное. Кстати, так же действовали итальянские власти – еще в 2011 году здесь полностью зап­ретили полиэтиленовые пакеты в супермаркетах, и теперь все семьи ходят по магазинам со своими сумками или используют биоразлагаемую тару.

Первая в мире линия по производству биопакетов для хлеба была запущена в 2004 году в Великобритании – такая упаковка полностью распадается на воду и углекислый газ за 4 года.

Эксперты-экологи подчеркивают, что наряду с запретами и финансовыми ограничениями массовому покупателю нужно предлагать альтернативу, грубо говоря, воспитывать культуру потребления и пропагандировать экологические знания. Словом, ставку нужно делать не только на наказание деньгами, но и на ответственность.

Неправительственные организации ряда стран сегодня широко пропагандируют экопакеты из биоразлагаемого полиэтилена, многоразовые тканевые сумки, в странах постсоветского пространства играют на ностальгии граждан по былым временам, запуская в соцсети флешмобы с плетеными авоськами. И все-таки чаще как альтернатива полиэтилену рассматриваются бумажные пакеты.

Между тем есть раскол и в лагере экологов. Многие специа­листы отмечают, что с точки зрения вреда для окружающей среды бумажная упаковка – это усугубление ситуации. Да, бумага разлагается, причем быстро и безопасно, она гораздо проще с технологической точки зрения перерабатывается и используется как вторсырье. Но если взглянуть в корень проблемы, то выясняется, что производство бумажной тары куда как вреднее, чем полиэтиленовой.

Пожалуй, самым резонансным оказалось исследование, результаты которого были опубликованы в 2008 году в газете The Washington Post. Ученые сравнили энергетические затраты и вред для окружающей среды от плас­тиковых пакетов и бумажных. Согласно их выводам, для производства одного пластикового пакета необходимо 590 кДж, для бумажного – 2 496 кДж.

При этом, чтобы переработать пакет из полиэтилена, требуется израсходовать 17 кДж энергии, на бумажный же нужно потратить 1 400 кДж! И еще: загрязнение воздуха от производства последнего на 70% превышает выхлопы от изготовления полиэтиленового пакета.

Однако бумагу перерабатывают повсеместно, а полиэтилен – в разы реже лишь потому, что первое вторсырье гораздо проще собрать и населению, и переработчикам, а пакетики и мешочки слишком легкие и мягкие, чтобы отделять их от остального мусора.

Первые шаги Казахстана

Казахстанские экологи тоже уже много лет пытаются привлечь внимание общественности к проблематике. Не так давно в блоге министра по инвести­циям и развитию появился вопрос о том, как в нашей стране будут контролировать производство и продажу пакетов. И в ответе вполне четко сформулирована позиция государства по этому поводу.


Министерство энергетики Рес­публики Казахстан (а именно это ведомство занимается отходами и их переработкой), изучив международный опыт, считает целесообразным ввести поэтапный запрет на реализацию полиэтиленовых пакетов в розничной торговле. Весь этот процесс предлагается разделить на два этапа: сначала запретить именно бесплатную раздачу такой тары в торговле, а затем и вовсе реализацию.

Идею для согласования уже направили на рассмотрение в акиматы, Казахстанскую ассоциа­цию по управлению отходами KazWaste и НПП РК «Атамекен». Но если местные исполнительные органы полностью поддержали инициативу, то объединения – частично.

Например, из ответа в блоге министра следует, что KazWaste одобряет запрет на бесплатную реализацию полиэтиленовых пакетов, но не поддерживает второй этап. Причем по двум причинам: использование небольших полиэтиленовых пакетов гарантирует необходимую гигиену, кроме того, производители пакетов обеспечивают работой в Казахстане не одну сотню людей.

«Атамекен» согласен с позицией KazWaste и считает, что данная норма приведет к ограничению предпринимательской деятельности, увеличению числа безработицы и снижению поступлений в бюджет.

Принимая во внимание эту позицию, Минэнерго предлагает распространить запрет на одноразовые полиэтиленовые пакеты, за исключением пакетов тоньше 0,015 мм, которые предназначены для защиты сыпучих пищевых продуктов, фруктов, овощей или хлебных изделий от грязи и патогенных микроорганизмов и для защиты от просачивания из сырой рыбы, мяса или птицы.

Исключение коснется еще и упаковки химической продукции, например, аэрозольных баллонов и гелей. Во избежание роста уровня безработицы и сокращения бюджета министерство предлагает рассмотреть вопрос стимулирования производства альтернативной упаковки, которая после использования не наносит вред здоровью человека и окружающей среде. Правда, конк­ретные сроки реализации всех этих задумок пока не называются.

Народное дело

Кстати, в Казахстане уже действует более 50 компаний, занятых производством полимерной упаковки с использованием вторичного сырья. Большинство из них сосредоточены в Алматы, Астане, Павлодаре, Караганде, Костанае, Актобе и Шымкенте.

Казахстанское общество готово к тому, чтобы раздельный сбор мусора начали практиковать в наших городах и селах, считает руководитель ТОО «Полимерпласт», занимающегося переработкой вторсырья, Александр Малкин.

– В основном в качестве сырья у нас используется упаковочная пленка из-под пивных банок и пластиковых бутылок, мягкая пленка, которой оборачивают разные материалы и товары при транспортировке, и так называе­мые бигбэги. Все это тяжелее пакетов, поэтому гораздо проще собрать, – говорит Александр.

Небольшой цех в месяц перерабатывает лишь 7–8 тонн плас­тика и полиэтилена, производит из него мусорные мешки, полипропиленовую ткань, ведра и не только. Но Александр Малкин отмечает, что на этом рынке сегодня уже довольно крепкая конкуренция, например, в Павлодаре есть предприятие, которое располагается непосредственно вблизи полигона ТБО и занимается его обслуживанием, соответственно, получает сырье по более низкой цене.

Заинтересованы в казахстанском вторсырье и российские переработчики, которые предлагают большую цену, нежели павлодарцы. Так что сборщики не всегда везут пакеты и пленку на базу ТОО «Полимерпласт». В то же время, по мнению предпринимателя, общество уже созрело для раздельного сбора мусора: у предприятия есть несколько пос­тоянных поставщиков, которые организовали точки сбора в частном секторе, так что население опосредованно тоже участвует в переработке.

О том, что нельзя и дальше откладывать повсеместное внедрение такого подхода к решению экологических проблем, говорят сухие цифры. По подсчетам организации «Гринпис», до 70% всех твердых бытовых отходов (ТБО) мира – это упаковка товаров, половина ее – полиэтилен и пластик.

В Казахстане уже накоплено примерно 100 млн тонн ТБО, и каждый год к ним добавляются еще 5–6 млн тонн. Перерабатывают же в нашей стране менее 3% от ежегодного объема. Впрочем, задача на годы вперед определена еще несколько лет назад: согласно Концепции по переходу Республики Казах­стан к «зеленой» экономике к 2030 году доля переработанных отходов должна составлять 40%, а к ­2050-му – 50%.

Популярное

Все
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Полицейский спас жизнь ребенку
У границы фуры ходят хмуро
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Лидеры 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Взрывы утихли, но надолго ли?
Свет возвращается в села СКО
По факту задержания пилота Air Astana в наркотическом опьянении возбудили уголовное дело
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Токаев - пострадавшим: Весь народ поддерживает вас
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неприглядные врата страны
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ждут большую воду
Не укладываются в срок
Строить дороги с учетом паводков
А начинали здесь с задвижек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]