По мнению Дариги Назарбаевой, все вопросы и проблемы, поднятые избирателями на этих встречах, должны стать поводом для их тщательного анализа и поиска решений.
– В начале года депутаты выезжали в командировки в регионы, где ознакомились с положением дел, состоянием реализации законов, государственных программ, деятельностью местных исполнительных органов. Воочию увидели проблемы на местах, услышали насущные вопросы, интересующие казахстанцев в каждом уголке нашей страны. Теперь необходимо продумать пути их решения, – начала заседание спикер Сената.
Она подчеркнула, что многие из этих вопросов станут основой для депутатских запросов, будут обсуждаться на парламентских слушаниях, правительственных часах и других встречах и внесены в рекомендации и планы работы комитетов.
– Нужно не только направлять депутатские запросы в Правительство, но и контролировать их исполнение, для этого надо воспользоваться всеми возможностями, предоставленными депутату, – сказала она.
Дарига Назарбаева напомнила, что в нынешнем году планируется проведение порядка 80 мероприятий. Впервые будут проводиться дни регионов в Сенате.
– Они помогут установить более тесное взаимодействие с маслихатами и регионами. И такие мероприятия нужно проводить на регулярной основе. Кроме того, парламентские слушания планируется посвятить таким ключевым темам, как «Cостояние легкой промышленности в Казахстане», «Развитие агропромышленного комплекса», «Развитие транзитного потенциала Казахстана», – проинформировала спикер.
По ее мнению, пристального внимания требуют вопросы сельскохозяйственного сектора.
– В ходе подготовки к парламентским слушаниям мы много встречались с представителями отрасли. Очевидно, что проблемы, поднятые ими, требуют более широкого обсуждения. Назрела необходимость создания при Сенате Совета по агропромышленному комплексу, – сказала она
Особо Дарига Назарбаева подчеркнула необходимость предоставления Правительству конкретных предложений по законодательной деятельности и волнующим население актуальным вопросам и внести соответствующие изменения в законы. Нужно держать на контроле реализацию депутатских запросов, считает спикер.
Сенату при принятии законов необходимо обеспечить решение вопросов повышения гарантий защиты прав граждан, введение административной юстиции, обеспечение толкования всех противоречий в законодательстве в пользу граждан и бизнеса, создание для них равных условий во взаимоотношениях с государственными органами. Важно расширить самостоятельность и ответственность районных, городских и сельских уровней власти при решении социально-экономических задач местного значения.
– Мы со своей стороны должны подойти к законотворческой деятельности с большой ответственностью и своевременно выполнять поставленные задачи, – отметила Дарига Назарбаева.
Итоги работы сенаторов в регионах представил вице-спикер Бектас Бекназаров. На встречах с населением сенаторы уделяли особое внимание перспективам сельских населенных пунктов, не включенных в список опорных и спутниковых, подготовке местных исполнительных органов к оказанию натуральной помощи – организации бесплатного питания, обеспечению одеждой, учебными принадлежностями детей из малообеспеченных семей с учетом всех этических и психологических тонкостей в этом вопросе, вопросам доступности и качества оказываемых медицинских услуг на селе, готовности органов местного самоуправления работать со своими бюджетами.
– В ходе проведения встреч гражданами поднимался широкий спектр вопросов, были высказаны критические замечания о несовершенстве законодательства по вопросам уплаты единого совокупного платежа, условий получения АСП, а также формирования бюджетов сельских населенных пунктов и определения опорных сельских населенных пунктов в рамках спецпроекта «Ауыл – ел бесігі», – сказал вице-спикер.
Высказанные же депутатам проблемы и предложения от казахстанцев касались вопросов занятости, проблем при сборе документов для получения многодетными семьями АСП. Немало нареканий было высказано по вопросам микропредпринимательства или малого предпринимательства.
Было озвучено также множество других проблемных вопросов в различных сферах жизнедеятельности регионов, таких как разрешение земельных споров, вопросы несовершенства законодательной базы при изъятии неиспользуемых сельхозземель, передаче функции контроля и учета земельной инспекции местным акимам, соблюдение трудового законодательства на предприятиях и обеспечение рабочими местами местного населения.
Озабочено население и слабой работой правоохранителей по противодействию коррупции. Предприниматели ставят вопрос о коренном пересмотре тендерного законодательства, считая несовершенство закона благоприятным условием для злоупотреблений.
Высказывались также мнения о том, что виновные в коррупции должны нести за это реальное наказание, а не отделываться штрафами из ворованных ими средств.
Лица пожилого возраста с нетерпением ожидают принятия Закона о ветеранах, поднимались вопросы о создании льгот и преимуществ так называемым детям войны.
– Мною отмечен далеко не полный перечень замечаний и предложений по принятым Парламентом законам. Эти и другие предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также проблемные вопросы в их правоприменении взяты на контроль и будут учтены депутатами в дальнейшей законотворческой деятельности, – заверил Бектас Бекназаров.
В ходе заседания сенаторами также был рассмотрен и ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительствами Казахстана и России о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года. Согласно поправкам, Казахстан и Россия разделят финансирование создания ракетного комплекса «Байтерек».
Протокол, как сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев, подписан в Москве 22 августа 2018 года и оговаривает основные условия реализации проекта по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек» и разделение финансирования реализации проекта между казахстанской и российской сторонами. Согласно положениям протокола, казахстанская сторона обеспечивает финансирование содержания и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М», на базе которого предполагается создание комплекса «Байтерек», после их исключения из состава объектов, арендуемых российской стороной, реконструкции и модернизации объектов наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М».
Также предусматривается финансирование создания учебно-тренировочных средств подготовки персонала по эксплуатации стартового и технического комплексов, отведения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Республики Казахстан, модернизации системы телекоммуникационного и информационного обеспечения. Протоколом предусматриваются вывод из аренды объектов космического ракетного комплекса «Зенит-М» и передача их казахстанской стороне, использование ракет-носителей среднего класса с высоким уровнем экологической безопасности.
Ратификация и последующее вступление в силу рассматриваемого протокола позволит Казахстану войти в число государств, осуществляющих пусковую деятельность с использованием собственных объектов наземной космической инфраструктуры. Цена вопроса – 233 млн долларов от казахстанской стороны. России проект обойдется в 916 млн долларов.
Однако сенатор Ольга Перепечина в ходе обсуждения напомнила, что в 2004 году на проект выделялся бюджетный кредит.
– Согласно заключенному между правительствами РК и РФ соглашению о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года казахстанская сторона предоставила бюджетный кредит на сумму 223 миллиона долларов сроком на 19 лет с пятилетним льготным периодом по погашению основного долга, а также четырехлетним льготным периодом по уплате вознаграждения по ставке вознаграждения 0,5% годовых. Насколько мне известно, бюджетный кредит получен. Хотелось бы узнать, на что сегодня потрачены бюджетные деньги? – спросила она.
Аскар Жумагалиев отрицать факт не стал.
– Да, на самом деле кредит выделялся: 12,5 миллиарда тенге были израсходованы на технико-экономическое обоснование, на документацию по проекту «Ангара». В то же время по причинам, которые не зависят от казахстанской стороны, по данному проекту работы были приостановлены, и в результате технико-экономическая документация, на которую сегодня были израсходованы средства, осталась у казахстанской стороны, – сказал он.
Казахстанская сторона, по его словам, договорилась с российской, что стоимость ТЭО будет включена в уставный капитал казахстанско-российского предприятия «Байтерек».
– Принято решение, что эти средства через технико-экономическое обоснование войдут в уставный капитал и увеличат нашу долю в данной компании. Сейчас речь идет о том, что мы увеличиваем долю с 50% до более 90% в данном предприятии, соответственно, мы становимся практически владельцами этого предприятия, которое будет заниматься в дальнейшем именно стартовой площадкой на территории Байконура, – сказал Аскар Жумагалиев.
– Значит, нужно будет новое ТЭО? – поинтересовалась в свою очередь председатель Сената Дарига Назарбаева.
– Да. Касательно стартовой площадки «Зенита-М», который нам сегодня передан в казахстанскую собственность, – ответил Аскар Жумагалиев.
Сенатор Сергей Плотников в связи с этим поинтересовался, не подорожает ли в итоге проект.
– На сегодняшний момент сумма, которая была проанализирована и определена согласно ТЭО, составляет 233 миллиона долларов. Мы с российской стороной сейчас согласно законодательству после технико-экономического обоснования должны заниматься эскизным проектом и до конца года предполагаем завершить данный эскизный проект. По итогам, конечно, сумма будет корректироваться, в то же время мы высказали уже такое мнение и, я бы даже сказал, требование к российской стороне, чтобы данная сумма не повышалась. Мы будем работать с российской стороной над тем, чтобы эти суммы были сохранены в объемах, которые сегодня определены технико-экономическим обоснованием, – пояснил Аскар Жумагалиев.