В структуре роста из 4,1% более четверти было обеспечено непосредственно за счет курируемых МИИР отраслей, наиболее весомый вклад обеспечили обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт.
Аскар Мамин отдельно отметил резко возросшие объемы производства в машиностроении (14,1%), химпроме (8,1%), переработке нефти (8,1%), легкой промышленности (4,4%). На фоне опережающих темпов роста в промышленности и смежных отраслях в 2018 году было обеспечено наращивание объемов внешней торговли.
– В мировой и региональной экономике растет пространство для волатильности. Мы наблюдаем сокращение роста экономики основных торговых партнеров Казахстана, неблагоприятны прогнозы относительно наращивания мирового товарооборота, отсюда – ужесточение конкуренции за мировые, региональные и казахстанский рынки сбыта. Мы уже начали ощущать негативные тренды на себе. Замедление инвестиционной активности и снижение внешнего спроса стали одними из значимых факторов снижения темпов экономического развития Казахстана до 2,9% в январе, – сказал Аскар Мамин.
В складывающихся условиях главной задачей на ближайшие годы должен стать качественный переход республики от экономики спроса, рост которой обеспечивается за счет постоянного стимулирования со стороны государства, к экономике предложения, подразумевающей создание условий для естественного роста и повышения конкурентоспособности реального сектора как основного двигателя экономики страны.
Выполнение этой задачи потребует усиления работы по всем курируемым МИИР направлениям. Это касается внедрения основных элементов Индустрии 4.0, включая глубокую автоматизацию и роботизацию производств, сбор и анализ данных, высокочастотную оптимизацию производственных и вспомогательных процессов. В связи с этим Аскар Мамин привел пример Италии, где объем рынка облачных технологий вырос на 18% в 2017 году при росте самой экономики на уровне 1,5%.
Важнейшей в вопросе борьбы с издержками производства станет работа по дальнейшему расширению транспортной инфраструктуры и формированию регионального транспортно-логистического хаба. В транзитном потенциале главное – сохранить динамику роста контейнерных перевозок, в том числе в направлении Китай – Европа – Китай (за год они выросли более чем на 50%). И в острой конкурентной борьбе между видами транспорта, маршрутами за транзитные перевозки использовать все доступные методы.
Особое внимание Аскар Мамин обратил на межобластные перевозки. Выслушав доклад о реализации Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018–2020 годы, он отметил, что никаких ограничений на модернизацию автобусных парков населенных пунктов у нас нет, и в условиях острой конкуренции надо поддерживать отечественных производителей, тем более что они выпускают конкурентный продукт.
Аскар Мамин даже привел пример, когда один из заместителей регионального акима по возвращении из отпуска, проведенного в Турции, проводил переговоры на покупку турецких автобусов, в то время когда рядом есть более конкурентное производство.
– Выводы сами напрашиваются, – сказал Аскар Мамин, призвав коллег из регионов серьезно подойти к этому вопросу.
Кроме того, он поинтересовался, когда будут запущены рейсы в Японию и США. Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр ответил, что готовится пакет субсидирования международных авиарейсов. С Японией соглашение подписано, и во втором полугодии планируется открыть авиасообщение. А вот с США предстоит пройти двухлетнюю процедуру аудита авиационных властей на соответствие критериям безопасности, поэтому на первом этапе возможно привлечение американских компаний, правовая основа для этого будет готова уже в марте.
В свою очередь глава «Эйр Астаны» Питер Фостер сообщил, что авиакомпания планирует начать рейсы на Нью-Йрок через промежуточный пункт при условии подписания соглашения о коммерческих перевозках уже на следующий год.
Политика в строительной отрасли должна быть соразмерима с ускоряемой урбанизацией. Министерству необходимо таргетировать рост в менее динамичных с точки зрения участия в программах «7–20–25» и «Нұрлы жер» регионах с повышенным содержанием сельского населения, отметил Аскар Мамин.
Торговая политика, как внешняя, так и внутренняя, должна стать гораздо более агрессивной и проактивной. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – на базе АО «КИРИ» запущен консолидированный институт планирования и реализации экспортной политики на микро- и макроуровнях. Одним из первостепенных Аскар Мамин назвал вопрос привлекательного экспортного финансирования.
– Какими бы эффективными ни были наши меры по импортозамещению, существующий объем внутреннего рынка не обеспечит естественный процесс наращивания сложности, технологичности, снижения себестоимости производимой продукции в долгосрочной перспективе. Нашим «внутренним рынком» должен стать рынок соседних стран, а стоимость производства, доставки и сбыта отечественных продуктов должна быть сравнима со стоимостью локальной продукции на рынках всего ЕАЭС, Центральной Азии и Кавказа. В связи с этим необходимо ускорение развития трансграничной торговой, транспортной, сервисной инфраструктуры, – подытожил Аскар Мамин.
Глава МИИР Женис Касымбек (временно исполняющий обязанности после Указа «О Правительстве Республики Казахстан») пообещал выполнить все поставленные задачи качественно и в срок.