В рамках обновленного содержания образования все активнее внедряются методики по индивидуальной работе с детьми в классах, где нередко учатся 30 и более школьников. При этом успехи такой индивидуальной работы, а также работы в малых группах дают отличный эффект. В этом смысле опыт учителя казахского языка костанайской школы-гимназии № 5 Кымбат Амреновой с особыми детьми показателен. Есть у нее второклассник, который имеет сложности с запоминанием. Естественно, что изучение языка требует от ребенка значительных усилий.
– При разработке краткосрочных программ уделила заданиям для этого ученика особое внимание, – рассказала Кымбат Амренова. – И если на дом даю задание по переводу текста, то прошу его лишь выучить несколько новых слов. Это принесло результаты. В начале урока провожу экспресс-контроль: дети делятся на команды по рядам и отвечают на вопросы, переводят слова. С этим мальчиком занимаюсь полгода, но команда, в которой есть он, теперь почти всегда побеждает. Такой подход дает детям понять, что любой из них может стать лучшим, а этому ребенку – то, что на него надеются и он член команды.
Такое ненавязчивое внимание, по мнению педагога, позволяет избежать излишних акцентов на конкретном ребенке. К тому же позволяет детям с особенностями развития плавно вливаться в коллектив. Причем учителя обычных школ и гимназий говорят, что одаренные дети также требуют особых подходов. Более того, методики, применяемые в инклюзивном образовании, одинаково успешно работают в самых разных группах детей. Таких примеров в Костанае множество. К примеру, в гимназии им. А. Горького в начальных классах педагоги активно используют инклюзивные методики, но уже для выявления одаренности у детей.
– Одаренность не лежит на поверхности, учителя должны хорошо владеть методикой ее определения, – добавляет учитель начальных классов гимназии Юлия Влад. – Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить других по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него большей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.
Педагоги-практики уверены, что тестирования недостаточно. Многие соглашаются с выводами ученых о том, что одаренность – динамическая характеристика. То есть не заложена генотипом и не имеет фатальной зависимости от условий среды. Однако же именно подходящая среда помогает ребенку проявить себя. Особенно это правило касается учащихся начальных классов. Потому в гимназиях и других специализированных школах так активно привлекают детей к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
При этом коллега Юлии Влад Светлана Пличкина отмечает, что в той же математике ребенок часто показывает себя к 3–4-му классу, а это значит, что ему нужно время и условия. К тому же никто не отменял роли учителя и родителей, которые могут грамотно и мягко поддержать зарождающийся интерес. В этом смысле одной из главных задач учителя ставят создание дружного коллектива, в котором позднее каждый сможет найти поддержку, будь то трудные жизненные ситуации или сложная тема по алгебре.
– Инклюзия направлена на обеспечение доступа к качественному образованию наравне со всеми. Это социальный запрос, – отметила заведующая кафедрой педагогики костанайского педуниверситета профессор Бибигуль Утегенова. – Нам необходимо доработать научно-методический и психолого-педагогический механизмы инклюзивного образования.
Уровень готовности педагогов к работе с особенными детьми недостаточно высок, по мнению самих работников сферы образования. Причем учителя идут на получение дополнительной квалификации, чтобы иметь возможность грамотно выстраивать образовательный процесс. К примеру, сегодня особо популярна такая специальность, как дефектолог. В Костанайском педвузе немалая часть слушателей этой специальности обучается дистанционно. Много среди них тех, для кого дефектология – второе высшее образование. И это тоже своего рода социальный запрос. К примеру, чаще стали встречаться случаи дизорфографии – неумения применять на письме известные правила родного языка. Заместитель директора СШ № 7 Костаная Алмагуль Нургалиева подчеркивает, что отсутствие работы с такими детьми в дальнейшем приведет к усугублению ситуации. Это одна из причин, почему школам жизненно необходимы логопеды-дефектологи.
Специалисты отмечают, что среди родителей растет число тех, кто обращает внимание на индивидуальную работу педагога с ребенком, возможность получения грамотных консультаций, диагностику психосоматического состояния школьника. Благодаря активной вовлеченности в учебный процесс родителей школьные специалисты могут прогнозировать сложности и помогают грамотно их преодолевать на разных стадиях обучения.
Практика отдельных школ и педагогов показывает, что создание индивидуальной образовательной траектории возможно даже в классах с 30 и более учащимися. Опытные учителя отмечают, что в их краткосрочных классах всегда есть задания как для более слабых, так и более сильных учеников, что обеспечивает тот самый индивидуальный подход. Причем проходит этот процесс мягко и ненавязчиво как для самого ребенка, так и для окружающих его одноклассников.