Расширяя географию
Успешно реализовывать свои товары на зарубежных рынках отечественным предпринимателям помогает своевременная страховая поддержка экспорта товаров и услуг. Так, на рынках Узбекистана, Китая, Японии и Чехии появилось масло казахстанских производителей «Шымкентмай», «Сей-Нар» и Kaz-Ir Agro. К примеру, предприятию «Сей-Нар» предоставлена страховая защита банковского займа по обязательствам перед банком в размере 2 млрд тенге. Таким образом, компания сможет обеспечить бесперебойное производство в течение всего года и изготовить до 9 000 тонн масла с последующим экспортом в Китай.
Росту неминерального экспорта в приоритетных отраслях экономики способствует также и выход на внешние рынки казахстанских автопроизводителей. Впервые автобусы отечественной сборки поставлены на экспорт в Таджикистан компанией Hyundai Trans Auto.
Еще одна казахстанская компания расширила свое присутствие на зарубежных рынках благодаря своевременной страховой поддержке. Предприятие по производству замороженных полуфабрикатов «Айсберг ПВ» заключило контракт с российской компанией, специализирующейся на продаже пищевой продукции из Казахстана, и совершило первую поставку полуфабрикатов в Москву.
Под маркой «Cделано в Казахстане» успешно конкурирует на внешних рынках и производство овощей без ГМО. Продукцию Green Land Alatau выращивают по специальной технологии интерплантинга и собирают урожай практически круглогодично. Казахстанский производитель производит в закрытом грунте томаты и огурцы, создает кадровый резерв для тепличной отрасли, экспортирует на рынок России более 7 000 тонн овощей в год.
Конечно, это лишь малая часть отечественных предприятий, которым оказана государственная поддержка. Только за прошлый год при помощи национальной компании KazakhExport 70 экспортеров наладили поставки за рубеж на общую сумму заключенных контрактов более 400 млрд тенге.
Например, рекордно увеличен объем реализации продукции на зарубежные рынки со стороны ПК «АГФ Групп» – это казахстанское предприятие, которое изготавливает текстильную продукцию для IKEA и турецкого бренда TAC. Если 2 года назад годовая выручка составляла 450 млн тенге, то только за 2018 год объем экспорта швейной фабрики вырос до 4,9 млрд тенге.
Как выйти на экспорт безболезненно?
Основная задача государственной поддержки заключается в предоставлении помощи на каждом этапе экспортного цикла. Связано это с тем, что все предприятия так или иначе находятся на разных стадиях развития – одни только начинают осваивать зарубежные рынки и еще не знают, с кем работать, другие пока не владеют достаточной информацией о благонадежности своих потенциальных партнеров.
И здесь важно оказать экспортеру своевременную комплексную поддержку: предоставить бесплатную оценку зарубежного покупателя и обеспечить страхование рисков неплатежа со стороны иностранного контрагента, а в последующем стимулировать сбыт, что особенно важно в товарах длительного пользования, например, в машиностроении. В этой отрасли недостаточно поставить качественный товар, необходимо пакетное финансирование для покупателя, чтобы стоимость использования была конкурентна в течение 3–5 лет.
По словам председателя правления KazakhExport Руслана Искакова, у компании имеется целый арсенал необходимых инструментов поддержки несырьевого экспорта, в том числе для выхода в Россию. Как отметил глава нацкомпании, в Российской Федерации высоким спросом пользуется продукция машиностроения отечественного производства и наблюдается динамика роста экспорта аккумуляторов и трансформаторов. Но при выходе на внешние рынки предприниматели сталкиваются с дефицитом оборотных средств. У порядка 70% экспортеров существует проблема необходимости поддержания объема производства, требующая наличия определенного оборотного капитала. Для этого у KazakhExport запущены специальные услуги и программы с банками второго уровня, Банком развития Казахстана и Аграрно-кредитной корпорацией для сельхозпроизводителей по кредитованию экспортеров под страховое покрытие национальной компании.
– Мы помогаем решить проблемы нехватки оборотных средств и отсутствия залогов, предоставляя в качестве обеспечения нашу страховую защиту, она работает практически как гарантия. Соответственно, любой кредитор, будь то коммерческие банки или институт развития, может профинансировать экспортера под залог страхового покрытия KazakhExport, – рассказал Руслан Искаков.
У экспортеров услуг существует и другая проблема: для того, чтобы участвовать в тендерах, выигрывать крупные зарубежные контракты и оказывать услуги, им необходимо предоставлять банковские гарантии по исполнению обязательств возврата авансового платежа при отсутствии залога, для этого национальная компания запустила ряд инструментов поддержки.
– В 2017 году мы запустили пилотный проект с экспортером услуг по строительству дорог в Грузии. В 2018-м у нас уже появились клиенты, которые выполняют работы по проектированию для российских и итальянских компаний. Буквально в декабре прошлого года совместно с АО «Банк развития Казахстана» мы оказали поддержку казахстанской компании путем страхования банковской гарантии. Экспортер строит золотоизвлекательную фабрику в Кыргызстане, где заказчиком выступает крупная российская компания. Стоимость проекта более 100 миллионов долларов. Для нас эта сделка – своего рода новое поле деятельности, когда происходит мультипликативный эффект: экспортер услуг не просто проектирует и строит, но и привлекает местные компании смежного производства. По факту в реализацию проекта будет вовлечено около 10 отечественных предприятий, – отметил глава KazakhExport.
Рост объемов поддержки
За прошлый год KazakhExport принял страховые обязательства для поддержки отечественных экспортеров в объеме более 90 млрд тенге. Для сравнения: в 2017 году эта сумма составляла 40 млрд тенге, а в 2014-м – порядка 5 млрд тенге. На сегодня прогресс очевиден – каждый год прирост объемов поддержки практически стопроцентный. В связи с этим растет и количество предприятий, которые воспользовались услугами нацкомпании.
Восходящая динамика – в первую очередь показатель роста заинтересованных предпринимателей в инструментах государственной поддержки. Все больше предприятий обращаются за услугами страхования для успешного выхода на экспортные рынки, а также для устранения коммерческих и политических рисков. Экспортеры готовы выходить на внешние рынки, в особенности из таких отраслей, как машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность. На сегодня KazakhExport четко сфокусирован только на работе с производителями. Такой подход позволил сконцентрироваться именно на тех предприятиях, которым необходима поддержка.
KazakhExport планирует открыть 11 офисов зарубежных представителей, и основными их функциями будет распространение информации об инструментах поддержки экспортеров среди потенциальных покупателей, а также сбор информации о целевом рынке, административные контакты и коммуникации с финансовыми партнерами, участие в управлении рисками: помощь в урегулировании страховых случаев и взыскание с должников.
Кроме этого, у казахстанских экспортеров появится возможность использовать финансирование для экспортных операций от иностранных банков. KazakhExport планирует перенять опыт России, США, Германии и других стран в части привлечения «длинных дешевых» ресурсов для покупки товаров из Казахстана под страховое покрытие национальной компании.