Свежий выпуск

​Опережая время, остаться в потоке истории...

Осень. Осенью у нас в стране, как обычно, поднимается социальный градус граждан, повышается тонус общественных процессов, обнажаются многие экономические и иные проблемы. Этот аспект стал некой закономерностью политэса страны.

Осень еще особенна тем, что давным-давно, уже чуть больше века назад, произошло одно событие, которое переломило ход человеческой истории, разделило наш мир на два лагеря, речь идет о событии, которое некоторые историки назвали Великой Октябрьской революцией.

Если кто помнит, американский писатель левого толка Джон Рид назвал дни октябрьского переворота «десятью днями, которые потрясли мир».

Да, последствия этого опыта для некоторых народов, оказавшихся в орбите событий, стали почти фатальными. Казахи­ потеряли более 50% своей численности от голодомора, под молотом репрессий погиб почти весь цвет нации. Такой тектонический разлом «национального духа» и обрушение ценности человеческой жизни смогли пережить немно­гие народы.

Заводы, фабрики, дороги, которые возводили в процессе «ускоренной индустриализации», были построены буквально на костях наших предков. Строительство социализма в Стране Советов имело еще одно значение, которое подробно не рассматривается в нашей ­казахстанской историографии.

В мире появились две общест­венно-политические системы, и они начали между собой конкурировать. Со стороны казалось, что идет строительство «города будущего», со всеми атрибутами социального равенства и справедливости. «Я побывал в будущем: эта система действительно работает», – отметил один из видных представителей истеблишмента Америки Линкольн Стеффенс, посетив Страну «Советов».

Чтобы устоять и победить в этой битве не на жизнь, а на смерть, особенно капиталистическая система должна была совершенствоваться, показать свое «человеческое лицо», отрегулировать конфликтные зоны в сфере трудовых процессов, изменить, отшлифовать классовую основу, «эксплуататорскую природу» капитала и труда. То есть «классовый антагонизм» начал мирным путем эволюционировать, и разгладились многие острые вопросы, залатались многие социальные разломы капитализма.

Появилась прослойка «синих» и «белых» воротничков, научно-технический прогресс привел к появлению новых профессий, которые не относятся к сугубо рабочим, развитие сферы услуг стимулировало появление множества мелких собственников, что окончательно нивелировало ценность «классовой борьбы».

Тем не менее даже современный капитализм с его гуманными социальными основами не в состоянии решить глобальные вопросы неравенства, неравноправия, сегрегации и так далее.

Накопление богатств в руках все меньшего числа сверхбога­тых людей продолжается. Идет тенденция ограничения зарплат нижних и средних классов и на фоне сверхвысоких доходов руководителей, топ-менеджеров и акционеров.

Всего 1% населения Земли владеет 82% всех богатств мира. Об этом свидетельствуют данные исследования международного объединения организаций по борьбе с беднос­тью Oxfam, опубликованные 22 января 2018 года.


***

Казахстан как субъект мировой политики появился на осколках социалистического мира.

В начале 90-х многие «эксперты» с пессимизмом относились к перспективе независимого развития нашей страны, склонялись к «центробежным» тенденциям государственного строительства. Не оправдалось. Мы смогли построить полноценное государство, у нас собственные институты власти, своя, может быть, еще неокрепшая экономическая система.

Мы имеем собственный механизм социального обеспечения, систему среднего и высшего образования, в сфере культурной политики и духовных аспектов опираемся на такие уникальные проекты, как «Мәдени Мұра», «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи» и так далее.

Тем не менее необходимо признать, что у нас есть и накопившиеся проблемы в общест­венно-политической сфере и в социальной жизни страны. Мы должны быть способными поставить перед собой неудобные вопросы и искать ответы на них.

Они касаются следующих аспектов. Аристотель две тысячи лет назад сказал: «Человек по природе своей есть существо политическое. Этим отличается от других организмов». Мирные собрания, желание избираться, печатать свои прокламации, собирать сходы, выходить на митинги можно назвать общественным индикатором, «лакмусовой бумагой», показывающей проблемные стороны жизни людей. Иначе говоря, общество не может существовать без политики.

Долгие годы, десятилетия люди были просто лишены элементарного права выражать свои интересы. Следует возродить право политического самовыражения, общественного диалога народа и власти.

Гегель говорил: «Все, что есть, должно быть разумным». Надо провести разумную перезагрузку политической системы. Способность к эволюции – важная часть выживаемости любой системы. Как раз время заняться «бархатными» изменениями политической системы страны.

Судя по последним действиям властей в рамках Нацио­нального совета общественного доверия, созданного по инициативе Главы государства Касым-Жомарта Токаева, «бархатные изменения общественного процесса» реализуются. Без надрыва, ненужных эксцессов, спокойно и постепенно идет моделирование новой конструкции общественных процессов в стране.

Проведение «бархатных» изменений в политической системе страны – это важная, но не главная цель. Без социальной реформации политические изменения могут накалить и так горячую обстановку в стране.


***

Следует провести коренные изменения социального ланд­шафта страны, поменять мировоззрение «сильных мира сего», поменяться нам всем.

Да, запрос граждан на социальную справедливость и общественное равноправие будет расти. Это глобальный тренд, и от того, как мы ответим на этот запрос, будет зависеть ход истории в нашей стране.

Что мы имеем в виду? На сегодня ВВП на душу населения составляет 10 тыс. долларов. Расчет валового продукта не может показать реальную картину, насколько национальный продукт справедливо поделен между гражданами, то есть расчет ВВП не может быть всеобъемлющим индикатором национального благосостояния.

Например, по данным KPMG Private equity market in Kazakh­stan («Рынок частного капитала в Казахстане»), 0,001% (162 человека) владеют примерно 55% от общего богатства нашей страны.

Для страны характерно анклавное социальное развитие, где Нур-Султан и Алматы схожи по уровню жизни со среднеевропейскими городами, в то время как многие, особенно сельские населенные пункты, остались на уровне развития середины XX века. Такое неравенство приводит к социальному недовольству и неустойчивости всей системы.

Ежегодно фиксируется более 1,5 тыс. производственных травм, более 200 человек гибнут на производстве. Можно смело заявлять, что это официальные цифры, а реальная статистика хуже, потому что сегодня у нас в стране нет единой системы учета производственного травматизма...

Одним из серьезных препятствий для модернизации государства и общества считается бедность. Главная проблема заключается в том, что люди, испытывающие нужду, становятся заложниками тоннельного мышления, которое плохо сказывается на их жизненных решениях.

Между тем, согласно стандартам ООН, доля населения, ­проживающего за чертой бедности, в Казахстане составляет 19%.

Мы затронули только часть проблем в сфере социальной политики в стране. Понятно, что при такой дифференциа­ции социальных проблем и различных ценностей сложно объединить людей едиными национальными целями и задачами. То, что когда-то Карл Маркс называл «классовым антагонизмом», никуда не изчезло, оно приобрело иную форму, и сегодня в нашей стране называется «социальной несправедливостью». В этой ситуации абсолютному большинству населения, как говорят, просто «терять нечего». С этим следует что-то делать.


***

Надо создать социальную перспективу для большинства. Крупный бизнес обязан вкладывать в человеческий капитал нашей страны, создавать соответствующую социальную инфраструктуру. Последующие поколения должны видеть внятную перспективу, знать, что могут комфортно жить и воспитывать своих детей.

Люди должны увидеть осязае­мые социальные перспективы для себя и своей семьи. Только тогда мы приблизимся к единой национальной перспективе.

Государство и бизнес обязаны создавать условия, чтобы страна была обеспечена отечественными высококвалифицированными рабочими кадрами. Сегодня нашей нации не хватает конкурентоспособности, навыков и компетенций в глобальном рынке труда. Как отметил Глава государства, «отечественная система подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда». Эта главная проблема нации.

Нужны национальные цент­ры новых навыков и компетенций, среднее специальное и высшее образование должно ориентировать нашу молодежь на будущие профессии мирового рынка труда. Надо бы подумать о разработке и внед­рении единых национальных стандартов качества жизни в стране и строго им следовать.

Изменились логика и суть развития. Этому надо соответствовать. При сохранении нынешней системы социальных процессов и образования мы рискуем остаться на периферии мировой экономики, нам нужно опережать время. Только так мы имеем хоть какой-то шанс остаться в орбите мирового развития. В противном случае мы будем вытолкнуты на завдорки истории.

Именно этот аспект – вопрос следующего десятилетия.


***

«История повторяется дваж­ды – сначала в виде трагедии, потом в виде фарса», – говорил Георг Гегель.

Из истории следует делать правильные выводы. Отрицая некоторые моменты истории, мы так и не научились делать правдивые и истинные исторические выводы.

У нас слишком большой разрыв между богатыми и бедными. Этот аспект создает почву для разложения национальной идентичности. Мы видим дефицит сострадания, отсутствие единых перспектив, целостной картины будущего страны.

В этом отчасти виновата элита. Вообще-то, элита – это та часть общества, которая прозорливо смотрит на целостность нации, принимает близко к сердцу общее страны, старается создавать чувство единения граждан.

В данном ключе можно констатировать, что у нас нет элиты, а есть просто материально богатые люди, которые, используя свое номенклатурное положение, приватизировали национальные блага, созданные всем народом.

Эта прослойка общества должна озоботиться позитивным будущим страны. В противном случае в стране появляется почва для «классовой борьбы», социальное мышление большинства уже архаизириуется. Картина мира в отдельно взятой стране может повернуться вспять.

А надо жить будущим, а не прошлым.

Нам не нужны П. Крапоткины, П. Прудоны, Б. Муссолини и т. д. Наша нация нуждается в подобных А. Эйнштейну, Н. Тес­ла, Х. Лоренцу, которые меняют картину мира и создают позитивную линию развития.

А социальное положение в стране создает почву для появ­ления эксцентричных лиц и новых социальных эксцессов и «чрезвычайных» событий.

Лауреат нобелевской премии Дж. Стиглиц отмечает, что «неравенство достигло той стадии, на которой оно перестало быть эффективным, но превра­тилось в серьезную помеху для развития». Мы должны на­учиться давать шансы нашим ближним, согражданам и соотечест­венникам.

В среде нашего поколения стало модным ругать тех, кто не смог достичь определенного благосостояния, высокомерно о них отзываться, даже становится модным использовать сленг «иждивенцы» в различных аудиториях.

Да, некоторые наши соотечественники, родственники не имеют социальных навыков, только они ли виноваты в этом? Почему мы не должны дать шанс своим близким? Шанс не быть потребителями, а именно социализоваться к современным тенденциям? Нас и так мало, следует научиться жить кучнее, быть ближе к ближнему.

Кроме социального аспекта, к сожалению, в нашем общест­ве и так хватает рисков и тектонических разломов. На эти риски следует отвечать, а разломы – нивелировать. Без этого мы не можем быть нацией, устремленной в будущее.

Чтобы стремиться в будущее, нашим детям надо дать возможность мечтать. Позитивная мечта детей становится одним из приоритетов нации. В Актобе есть детский планетарий, где даже взрослый человек начинает мечтать о неизведанных просторах вечности.

Мечта – это стремление быть передовым человеком и новаторской личностью. Почему бы подобные планетарии не построить во всех городах страны? Маленький, но реальный шаг в будущее.

Время собирать камни пришло.­ Справедливость и единение соз­дают позитивную синергию страны. В нашем «качающемся мире» только сами себе можем помочь. Надо находить пути, чтобы самим совместно выходить на магистраль современного развития.

Сопричастность. Солидарность. Созидание. Вместе мы стремимся. Вместе мы достигаем. Другого пути нет.

Автор:
Ерлан Саиров, политолог, член Национального совета общественного доверия
10:38 , 9 Октября 2019
0
459
Подписка

Читайте также

Популярное