Очевидно, что изменения ожидают жилищные отношения, и в первую очередь это коснется многодетных семей и работающей молодежи.
По словам депутата Мажилиса Парламента Шавхата Утемисова, а именно депутатами были инициированы эти поправки, в законодательстве сейчас нет закрепленного понятия, что такое арендное жилье без выкупа, а предложенный на рассмотрение законопроект предлагает закрепить данную норму.
Сейчас на практике имеется 11 категорий, претендующих на жилье. Поправки же предлагают норму, позволяющую выделить многодетные семьи в отдельную дополнительную категорию, которой будет предоставляться жилье в первоочередном порядке. Финансирование строительства жилья для многодетных семей будет осуществляться в рамках программы «Нұрлы жер»: 50 млрд тенге выделят на постройку или выкуп жилья именно для многодетной категории. Выдаваться арендное жилье будет на бесплатной основе.
На сегодня 28 123 семьи являются многодетными (не менее 4 детей), однако попасть в новую категорию смогут не все, а лишь те семьи, чей доход не превышает 92 тыс. тенге на человека. Ведь не всегда «многодетные» равно «малообеспеченные». Кстати сказать, статус многодетности может остаться у семьи, даже если старший ребенок достиг совершеннолетия: достаточно предоставить справку, что он продолжает обучение в вузе или училище. Кроме того, законопроект имеет целью закрепить понятие «работающая молодежь» и заодно определить, кого конкретно наделят таким статусом. Плюс будут разработаны правила выделения жилья для такой молодежи.
Свои нововведения подготовило и Министерство информации и общественного развития. Одно из них касается рекламы слабоалкогольной продукции.
Как известно, запрет на рекламу алкогольной продукции был установлен еще в 2004 году, и лишь спустя 15 лет идет разговор о некотором послаблении. По словам вице-министра ведомства Нургуль Мауберлиновой, эта норма поможет отечественным товаропроизводителям и СМИ. Последним – в качестве серьезного источника дохода (а он может составлять до 60% бюджета печатного издания и до 100 – ТВ-каналов).
Предлагается разрешить рекламу с 22 до 6 часов утра на телеканалах, а в печатных СМИ такая реклама может быть размещена везде, кроме первой и последней полос и обложки журналов. Однако это будет только наименование бренда, особое условие – отсутствие мультипликации. Не денется никуда и профилактическая надпись – она по-прежнему будет занимать не менее 10% экрана. Это пиво, вино, пивной напиток.
Еще одно предложение от МИОР – установление административной ответственности за нарушение действующего запрета по распространению нелицензионных зарубежных спутниковых устройств, так называемых «серых» тарелок. В 2017 году первый шаг по решению этой проблемы уже был принят – установлен запрет на распространение спутниковых устройств операторов телерадиовещания, не имеющих лицензий в этой области. Но отсутствие наказания за такие действия не решило проблемы: популярность «серого» подключения легко объяснима низкой стоимостью и широким выбором информационного контента.
Теперь же к ответственности будут привлекаться юридические и физлица, торгующие «серыми» устройствами на территории нашей страны. Однако какие-либо санкции не коснутся граждан, купивших их для личного пользования или уже ранее установивших подобные. Одна из причин подобной инициативы – телезрители, использующие такие «тарелки», живут вне информационного поля республики, воспринимая информацию через призму иностранных телеканалов.
При этом отечественное законодательство не ограничивает допуск зарубежных операторов на наш рынок, просто они еще не получили лицензию. Критерий для этого – инфраструктура, в обязательном порядке размещенная на территории РК. Кроме того, предусмотрены правила в соответствии с Законом «О разрешительных документах».