Как сообщил на пресс-конференции по итогам заседания Правительства вице-министр финансов РК Руслан Бекетаев, если в предыдущие годы основная работа Минфина при разработке законопроектов по госзакупкам была направлена на усиление транспарентности процедур, то сегодня акцент делается на качестве: 100% процедур по госзакупкам переведены в электронный формат.
Таким образом, отныне в закупках будут участвовать только те компании, которые в состоянии гарантировать качество предстоящих работ. А в случае, когда среди участников, предложивших самую низкую цену, сложно определить победителя, ключевым фактором станет своевременная уплата налогов.
– Наша идеология такова: кто платит налоги – тот и должен участвовать в государственных закупках, и кто платит больше – тот и должен выигрывать. Зачастую мы видим, что компании, не имея опыта, не платя налоги, демпингуют и выигрывают тендер, а потом не могут в срок достроить объект. Это приводило к неосвоению средств либо некачественному выполнению строительно-монтажных работ. Поэтому и были приняты данные нормы, – пояснил вице-министр финансов.
Кроме того, в рамках централизации для единых организаторов госзакупок на республиканском, областном и районном уровнях Минфином утверждены соответствующие Перечни товаров, работ и услуг, которые вводятся в действие с 1 марта 2019 года.
По словам Руслана Бекетаева, эти нововведения обусловлены освобождением госучреждений, чья работа сосредоточена на выполнении социальных обязанностей, от несвойственных им функций, а также повышением эффективности при едином закупе.
– В госзакупках участвуют такие госучреждения, как школы, больницы, социальные объекты, чья основная деятельность направлена на обучение или здравоохранение. И идеология данной поправки заключается в том, чтобы освободить от несвойственных функций те госучреждения, которые должны заниматься другими вопросами. При этом централизация даст возможность для оптимального закупа, что эффективно скажется на отдельно взятом учреждении, – подчеркнул вице-министр.
По его мнению, повышению качества потенциальных поставщиков будет способствовать и платный доступ к порталу государственных закупок. Сумма начинается от 1 МРП для тех компаний, которые будут заниматься закупками, до 1 млн тенге и будет расти дифференцированно. Платный доступ введен для того, чтобы улучшить сервисы, которые сегодня предоставляет портал государственных закупок.
– Когда бизнес имел возможность бесплатно участвовать в закупках, на портале было зарегистрировано около 225 тысяч организаций, которые фактически не занимались поставками, а просто для каких-то целей участвовали в конкурсах, затем писали жалобы. С введением платы зарегистрированы около 25 тысяч участников, соответственно, качество потенциальных поставщиков гораздо выше. В свою очередь эти участники будут требовать и от портала соответствующего качества сервиса, – выразил уверенность финансист.
Кроме того, Минфин предлагает ввести новый способ госзакупок: если раньше госучреждения выбирали его самостоятельно, то сегодня в соответствии с законодательством правила игры диктует Минфин, практикуя госзакуп с предварительным квалификационным отбором. Участвовать в нем смогут только те компании, которые будут соответствовать критериям, разработанным Минфином совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».
– Создадим соответствующий реестр, в котором будут только квалифицированные поставщики. И когда госучреждение захочет объявить конкурсные процедуры, допустим, по строительству, они будут выставлять только параметр цены всем этим отобранным квалифицированным поставщикам. И мы посчитали, что в среднем сроки процедур сократятся в 3 раза. То есть до 15 дней. Основной целью введения данной нормы стало снижение объема закупок из одного источника, потому что данный способ является неконкурентоспособным, – резюмировал Руслан Бекетаев.