Новая вершина Astana Opera

822
Жанат Ордалиева

Встреча с великим мастером оперной сцены Верди – это всегда огромный праздник, ведь его имя – само воплощение музыки и оперы, все его творения – это непревзойденное искусство с прекрасными, чарующими мелодиями итальянского бельканто, с завораживающей драмой на оперной сцене, где блестящая зрелищность соседствует с тончайшим психологизмом.

«Дон Карлос» – произведение зрелого периода творчества Верди, это его 23-я опера (из 26). Уже были созданы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», а сразу после «Дона Карлоса» появились «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Несмотря на ряд несомненных достоинств, опера, в отличие от «Риголетто», «Травиаты» и «Аиды», ставилась довольно редко. На это были свои причины. Это один из сложнейших спектаклей оперного репертуара, масштабный, развернутый, включающий несколько разноплановых драматургических линий. Вокальные партии, и не только главных героев, требуют высокого певческого и драматического мастерства. Тем не менее сложное в сценическом и исполнительском плане произведение поражает цифрами его постановок: ежегодно дается более 600 спектаклей более чем в 130 театрах мира.

Опера была написана Верди по заказу парижской Grand Opera, где она была исполнена в 1867 году. Данная 5-актная версия оперы на французском языке отличалась большим объемом, как раз в стиле Grand Opera. Впоследствии на протяжении почти 20 лет композитор неоднократно перерабатывал оперу, и появилось несколько более коротких ее редакций. Для театра в Италии был сделан перевод на итальянский язык. В постановке Театра Astana Opera использована 4-актная итальянская версия оперы.

В основе либретто – пьеса Фридриха Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский», повест­вующая о многолетней борьбе нидерландских провинций за независимость от Испании и о семейных интригах при дворе испанского короля Филиппа II. Сюжет опирается на историчес­кую легенду XVI века. На фоне повествования о грозной инк­визиции и тяжелом положении страдающего и бунтующего народа разворачивается личная драма: брак по политическим мотивам Филиппа II и французской принцессы Елизаветы Валуа, которая ранее была невестой его сына дона Карлоса, доставляет ему огромные страдания, он испытывает глубокое одиночество от безответной любви, разъедающее душу подозрение в коварстве любимой и собственного сына. Страдают и молодые влюбленные, благородные Карлос и Елизавета, жертвующие своим чувством во имя долга и большой цели – борьбы за освобождение народа.

Итак, история XVI века в опере XIX века. Чем же она может увлечь современного слушателя? Классические произведения всегда актуальны, жизненны и находятся вне времени. Повест­вуя об исторических событиях и личностях прошлого, они отражают не внешнюю хронологию событий, а глубокие душевные состояния героев и посвящены таким вечным темам, как жизнь, любовь,
счастье, свобода, предательство, смерть. Опера «Дон Карлос» – о религиозном фанатизме, самопожертвовании во имя великой свободы, героизме, трагедии влюбленных… И перед каждым новым поколением слушателей драмы встают непростые вопросы. Сопряжено ли могущество с мудростью и духов­ностью? Дает ли власть человеку счастье? Как сохранить любовь и благородство?

Премьера «Дона Карлоса» в Astana Opera состоялась при содействии Министерства культуры и спорта РК, и для ее постановки были приглашены ведущие деятели мирового оперного искусства. В репертуаре театра это третья опера Верди, его афишу уже украшают «Травиата» и «Аида».

– «Дон Карлос» – монументальная, сложная в исполнении, но доступная в восприятии опера, – отметил директор ГТОБ Astana Opera – заслуженный деятель Казахстана Галым Ахмедьяров. – Нет сомнений, что спектакль будет зрелищным, потому что сама музыка – яркая и насыщенная историческими образами.

Режиссером-постановщиком спектакля выступил известный итальянский оперный режиссер Давиде Ливермор, получивший недавно самую престижную наг­раду оперного мира – Opera Star 2019 – как лучший режиссер. В его постановке в столичном театре идут оперы «Турандот» Дж. Пуччини и «Евгений Онегин» П. Чайковского.

В работе Давиде Ливермора подкупает бережное и вдумчивое отношение к интерпретации классического наследия, что, надо признать, довольно редкое явление в сегодняшней режиссуре. Его постановки – это сочетание тонкого воплощения текста оперы и современного прочтения, когда усилены определенные мотивы и применена вся палит­ра новых технических выразительных средств. Главное, что привносит итальянский мастер в постановку оперной классики и что является его отличительным качеством, – наполнение сюжетной канвы, трактовки образов особым подтекстом, поиск философской, глубинной сути событий и поступков героев.

– «Дон Карлос» – большое путешествие в человеческую душу. Это вершина творчества Верди, в которой композитор показывает миру свое понимание человеческой души, – отмечает режиссер. – Эта опера, помимо политических распрей, говорит об одиночестве каждого героя. С одной стороны, человек может быть богат, наделен большой властью, но, с другой стороны, он оказывается несчастным и одиноким.

В успешности «Дона Карлоса» огромная заслуга и «главного действующего лица» оперного спектакля – дирижера-постановщика, известного маэстро, заслуженного деятеля Казах­стана, лауреата Государственной премии РК Алана Бурибаева. Это высокоэрудированный тонкий музыкант с превосходным стилем и художественным вкусом. Музыка оперы в его исполнении была наполнена яркой театральной графич­ностью и в то же время тонкой эмоциональностью, теплотой чувств и красотой звучания. Особой филигранностью отличалось исполнение сложных ансамблевых сцен оперы, когда квартеты основных персонажей с индивидуализированными музыкальными партиями героев, раскрывающими их разноречивые чувства, поддерживались звучанием оркестра, который не только сопровождал каждого из них, но и дополнял, раскрывал истинное содержание происходящих событий.

Оперу Верди критики зачастую характеризуют как чрезмерно мрачную, с почти полным отсутствием светлых красок и несколько громоздкую в сценичес­ком плане. Да, конечно, в общем колорите оперы преобладают темные цвета, но несомненным достижением постановки «Дона Карлоса» в Astana Opera стало сочетание зрелищности со стремительностью ритма сценичес­кого действия. За этим стоит огромная работа постановщиков – дирижера Алана Бурибаева и режиссера Давиде Ливермора, которые смогли сохранить на протяжении более чем трехчасового спектакля динамизм повествования.

Над созданием ритма и настрое­ния спектакля работали и другие соавторы постановки: сценографы студии Gio Forma, художник по свету Винченцо Рапони. Оформление сцены отражало напряженный драматизм и строилось на двух доминирующих красках – цвете огня и кровавого зарева. Были задействованы все современные технологические возможности сцены: использование ее нескольких уровней, визуальные спецэффекты и другие.

Особенно впечатляющим было появление в центре самых «кровавых» сцен оперы светящегося огромного креста высотой 4,5 м как отражение деспотизма инк­визиции, разрушающего жизни людей. Произвела сильнейшее впечатление монументальная знаменитая массовая сцена ауто­дафе из II действия с участием солистов, хора, миманса, оркест­ра, играющего фанфары. Также ярко решены другие массовые сцены: единственная светлая картина I действия с хором придворных дам, последняя сцена IV действия с элементом мис­тики, где появление призрака могущест­венного короля Карла V, спасающего своего внука Карлоса от инквизиции, символизирует возмездие и высшую силу справедливости.

Для воплощения историчес­кого сюжета была проделана огромная работа художниками по костюмам Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым. Костюмы всех персонажей отличались красочной изысканностью, роскошностью покроя, цвета, детальностью многочис­ленных украшений из парчи и драгоценных камней.

И конечно, постановку Astana Opera характеризуют высокое мастерство, профессионализм и безупречность исполнения. В этом в первую очередь огромная заслуга ведущих солистов. В опере «Дон Карлос» более всего затрагивает именно звучание вокальных мелодий, огромное наслаждение доставляет их восхитительная красота. Вся опера состоит из шедевров-мелодий.

На премьерных спектаклях главные герои оперы были превосходны как в вокальном, так и в актерском планах. Исполнение ролей Карлоса заслуженным деятелем Казахстана Медетом Чотабаевым и Наоюки Окадой (Япония), роли его друга Родриго заслуженным деятелем Казах­стана Сундетом Байгожиным и заслуженным деятелем Казах­стана Талгатом Мусабаевым отличалось многоплановостью, динамичностью и глубоким звуком богатого мелодизма истинного бельканто. Дуэты их персонажей с воплощением разноплановых тем (любовь, верность дружбе, преданность идее свободы, смелость и героизм) стали самыми яркими страницами постановки.

Партия королевы Елизаветы также отличается сложностью вокального интонирования и драматургического наполнения. Ее блестяще представила звезда оперной сцены, заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай, создавшая образ цельной благородной личности, искренне любящей, страдающей. Партию короля Филиппа II исполняли известный мастер басовых партий народный артист Армении Барсег Туманян и успешно дебютировавший в басовой партии Евгений Чайников. Их герой оказался сложен и противоречив: жестокий, но одинокий и страдающий.

Гармоничны были и великолепные хоровые сцены под управлением главного хормейстера, заслуженного деятеля Казах­стана Ержана Даутова. Они даже в самых драматических сценах отличались тонким унисоном плавного мелодического развития.

Премьерные показы оперы Верди «Дон Карлос» в Astana Opera прошли с аншлагом. Коллектив театра с блеском взял новую вершину, продемонстрировав профессиональный рост и высочайшее мастерство. Пуб­лика была очарована яркой зрелищ­ностью постановки, драматическим накалом сюжета и, разу­меется, завораживающими мелодиями великого Верди в исполнении оперных звезд столичного театра.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум» в ВКО
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Ученые КазАТИУ разработали РНГА (реакция непрямой гемагглют…
Третий титул и авто в придачу
Добровольчество – сила реальная
В рамках программы Tech Orda подготовлены свыше 15 тыс. IT-…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]