Свежий выпуск

​Не все так плохо

Именно так охарактеризовал министр образования и науки Асхат Аймагамбетов складывающуюся ситуацию в руководимой им сфере. Депутаты Мажилиса, где прошел правительственный час по вопросам развития образования и науки, с министром согласились. Однако, судя по их вопросам и выступлениям, при существующем государственном подходе к отечественному образованию, в сфере может и должно быть все хорошо.

Глава МОН свой отчет перед депутатами начал с информации о том, что казахстанское образование имеет положительные результаты в международных рейтингах и международных исследованиях, таких как IMD, в ГИК ВЭФ по фактору «Навыки» и охвату начальным образованием, PIRLS, TIMSS, TALIS, PISA. Как известно, с 2017 года Казахстан является участником комитетов ОЭСР по образовательной и инновационной политике.

– Не все так плохо, – сказал министр.

Действительно, в сфере дошкольного образования за годы реализации госпрограммы по развитию образования и науки увеличился охват детей от 3 до 6 лет на 13,6% и в настоящее время составляет 95,2%. В среднем образовании тоже есть подвижки. По результатам PISA в Казахстане отмечается низкая функциональность у детей, то есть наши дети много знают, но не умеют применять свои знания.

– В связи с этим с 2016-го внед­ряется обновленное содержание, которое направлено на повышение качества школьного образования. Уже 95,4% учащихся школ перешли на обновленное содержание, – сказал министр.

К слову, большинство стран ОЭСР начали этот процесс еще 20–30 лет назад.

Для обеспечения конституционных прав 6 млн детей республики создаются равные возможности и условия. За последние 3 года для более 1 млн детей из фонда всеобуча оказана материальная помощь. Бесплатным школьным питанием обеспечено 96,9% отдельных категорий обучающихся. Для 99,7% школьников, проживающих в отдаленных населенных пунктах, организован подвоз.

Есть проблемы в системе дуального обучения. По словам Асхата Аймагамбетова, в стране колледжей много, а задействованных в дуальном обучении студентов мало.

– Для расширения охвата мы предусмотрели в Правилах возмещение расходов предприятий за счет госзаказа (20% от госзаказа). Также имеются проблемы с наставничеством и страхованием жизни обучающихся. Предприятия не хотят брать на себя ответственность. Это мы будем решать, – пообещал министр.

Также одной из проблем технического и профессионального обучения является низкий уровень оснащения современным оборудованием. Так, в Нуринском районе Карагандинской области в колледже по обучению на комбайнеров нет ни одного комбайна для практических занятий.

Есть изменения в системе высшего и послевузовского образования. Без малого 94% вузов прошли международную аккредитацию. В 50 вузах реализуются двудип­ломные программы. Привлечены более 30 иностранных топ-менеджеров в вузы.

Между тем у депутатов свое мнение относительно обозначенной министром ситуации в сфере. Как отметила в своем содокладе председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульшара Абдыкаликова, не до конца решены вопросы автоматизированной системы очередности в дошкольные организации.

– Выдача направлений в дошкольные организации и увеличение доли детских садов, предоставляющих места через электронный портал, только в Нур-Султане привели к сокращению числа детей, стоящих в очереди в три раза. При этом мы не видим, какие меры принимает Министерство по повсеместному внедрению автоматизированной системы в дошкольные организации, – сказала депутат.

Недовольны депутаты и тем, что выпускники педагогических специальностей после вуза «не доходят» до детских садов.

Есть проблемы и в системе технического и профессионального образования. Начиная с 2009 года финансирование сферы выросло в 3,7 раза. А проблем меньше не стало, при этом затраты на подготовку одного специалиста по одной и той же специальности сильно разнятся между колледжами даже внутри одной области.

И, как следовало ожидать, прозвучала критика на работу МОНа в системе высшего образования. Самая большая проблема, остаю­щаяся таковой уже много лет, – несоответствие потребности в специа­листах с количеством их выпуска. К примеру, по специальности «химия» обучены всего 625 человек при потребности 3,4 тыс. человек, а по «физике» – 638 при потребнос­ти 4 тыс. человек. При этом всего 76% выпускников, обучившихся по госзаказу, были трудоустроены в 2017 году, а в 2018 году их стало еще меньше – 68%.

Этот же вопрос затронул и депутат Омархан Оксикбаев. Он припомнил критику Елбасы

Нурсултана Назарбаева, который на одном из совещаний заявил, что в стране вузы готовят только юристов и экономистов. При этом качество их образования желает оставлять, мягко говоря, лучшего.

– Некоторые частные учебные заведения получают доход в несколько миллионов долларов, но качество их образования не соразмерно оплате. Как вы относитесь к ограничению поступления в высшие учебные заведения, чтобы в вузах могли бы учиться только самые способные? – спросил депутат главу МОН.

Асхат Аймагамбетов с постановкой вопроса согласился. Он проинформировал, что в текущем году МОН было поднято пороговое значение для поступления в вузы по педагогическим специальнос­тям с 50 до 60 баллов.

– Если у нас 85% университетов занимаются подготовкой педагогов, мы пересматриваем выдачу лицензии. Мы проанализируем их детальность, как они обучают, каково качество. В рамках поручения Елбасы, какой бы формы вуз ни был – частный или государственный, – нам важно качество образования. Если не соответствует, то мы можем принять какие-то меры. Мы готовы подать документы в суд, – сказал министр, однако вопрос мажилисмена об ограничении в высшем образовании оставил без ответа.

Вопрос перехода на 12-летнее обучение волнует мажилисмена Сергея Симонова. То, что проект будет введен, сомнений нет. Депутата тревожит, что если ребенок пойдет в школу с 6 лет, то окончит он ее в 18 лет – аккурат в призывном возрасте. Что делать при этом юношам: идти в армию или пытаться поступить в вуз?

В этом вопросе, как выяснилось, существуют свои правила арифметики. Асхат Аймагамбетов успокоил депутатов: возраст окончания школы не изменится, поскольку дети идут в первый класс с 6 лет и большинство детей окончат школу в 17 лет или 17,5.

– Все регламентируется законом об образовании. Там указано, что на сегодня 6 лет – возраст поступ­ления в первый класс. Более 80% детей уже в шестилетнем возрас­те пошли в школу. Постепенно, из года в год, эта цифра увеличивается. Те дети, которые пошли в школу в 6 лет, когда они завершат школу, им будет 17 лет. В принципе, это было раньше, когда дети учились 11 лет и шли в школу в 7 лет. Поэтому возрастная разница таким образом нивелируется, – пояснил он.

При этом поступать в вуз или сразу идти служить – решает сам выпускник школы, отметил министр. Также он сообщил, что на 12-летку страна будет переходить с 2021 года.

Поднимали народные избранники и вопрос разницы уровня образования в городе и на селе.

Беспокоят депутатов и проб­лемы доступа школ к Интернету, говорилось о необходимости лицензирования репетиторства, доступа образовательной инфраструктуры инвалидам. По итогам правительственного часа приняты рекомендации. 

Автор:
Маулен Даутов
12:22 , 22 Октября 2019
0
256
Подписка

Читайте также

Популярное