Основной повесткой прошедшего вчера в «Атамекене» заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова стали закупки. Именно они, как считают в Нацпалате предпринимателей, несмотря на все меры государства, остаются одной из самых коррумпированных сфер экономики. Более 20 лет длится борьба с этим «недугом», приняты три самостоятельных закона и ежегодно вносятся поправки, а проблема так и осталась актуальной. Ежегодно чиновники извлекают из них личную выгоду. Причем в сфере госзакупок есть свои «лидеры».
– Большая часть коррупционных преступлений отмечается в Атырауской (79), Кызылординской (66), Западно-Казахстанской (46), Восточно-Казахстанской (34), Алматинской (33), Павлодарской (33) и Туркестанской областях (33), – сообщила на заседании общественный деятель Айгуль Соловьева. По ее словам, только за 2018 и 2019 годы в сфере госзакупок зарегистрировано 496 коррупционных преступлений, в 2018 году – 275, в 2019 – 221.
В большинстве случаев преступления совершены в области строительства объектов – 140 фактов, жилищно-коммунального хозяйства – 90, образования – 77, здравоохранения – 33, сельского хозяйства и социального обеспечения – по 15 фактов.
Одна из причин сложившейся ситуации связана с тем, что в соответствии с примечанием к статье 207 КоАП должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности в случае самостоятельного устранения нарушений в течение 10 рабочих дней со дня вручения уведомления об устранении нарушений, выявленных в результате камерального контроля.
– Законодатель сам предоставил право должностным лицам нарушать закон о госзакупках, а в случае их уличения в этих нарушениях избежать ответственности при условии приведения вынесенных ранее актов в соответствие с законодательством, то есть своеобразная индульгенция – освобождение чиновника от наказания за нарушение закона, – считает Каирбек Сулейменов.
Данные положения закона предоставляют право контролирующим органам по своему усмотрению вторгаться в процесс закупок, давать обязательные для исполнения уведомления даже по вопросам, не входящим в компетенцию органов внутреннего государственного аудита.
Таким образом, существующие пробелы и коллизии в законодательстве и организационном обеспечении государственных закупок создают условия для формирования коррупционных рисков, которые оказывают негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности.
По данным правовой статистики, в 2017 году по ст. 207 КоАП привлечены 2 437 человек, а согласно данным Комитета внутреннего госаудита, камеральным контролем выявлено 11 022 нарушения законодательства о госзакупках. Выходит, к ответственности привлечены только 22%. Например, в Актау руководитель управления закупок и его сотрудники привлекались к административной ответственности более 25 раз, но все же продолжают беспрепятственно работать в этой сфере.
Такая ситуация, как рассказал журналистам в кулуарах секретарь совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» Батыржан Рашитов, характерна практически для всех регионов.
– На сегодня мы видим очень большой пласт правонарушений. Беспокоит количество выявляемых нарушений – около 11 тысяч в течение текущего года, это громкий сигнал о том, что в системе закупок ситуация ненормальная, – сказал он.
Участники встречи обсудили представленный экспертной группой Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции анализ состояния коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг. В завершение Каирбек Сулейменов призвал к сотрудничеству госорганы и бизнес, рекомендовав задуматься над тем, «правильно ли, что один все организовывает и сам себя проверяет».
– У нас принято решение, есть рекомендации Минюсту совместно с Минфином проработать вопрос о внесении изменений в статью 207 Кодекса адмнарушений в части исключения оснований освобождения чиновников от наказания за нарушение закона в случае устранения нарушений. Речь не о карательных мерах, а о том, чтобы не было этих нарушений, – заключил спикер.