Рейтинг охватил 90 специальностей, оценку получили 2 036 образовательных программ. К исследованию привлекались 700 экспертов, давших 6 тыс. экспертных заключений.
Как сообщила в ходе пресс-конференции на площадке Службы центральных коммуникаций председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Гульзат Кобенова, исследование охватило 109 вузов из всех регионов страны по 200 образовательным программам. В отличие от прошлого года была пересмотрена методика оценки. В первую очередь она касалась трудоустройства выпускников, их средней зарплаты, востребованности на рынке труда.
– Результаты показали, что 73% образовательных программ не соответствуют ожиданиям работодателей. Общий процент трудоустройства по стране составил 74% со средней зарплатой молодых специалистов более 103 тысяч тенге, – отметила она.
Между тем, как считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев, потребность бизнеса в конкретных знаниях, умениях и навыках выпускников должна быть положена в основу образовательных программ.
– Вузы, которые применяют этот подход, по результатам рейтинга находятся в топах. Например, Рудненский индустриальный институт по специальности «теплоэнергетика» имеет трудоустраиваемость выпускников на уровне 100%, потому что работает в тесной связи с компанией ERG и совместно с работодателем создает образовательные программы, гарантирует трудоустройство обучающимся, – сообщил представитель Нацпалаты.
В то же время в Казахстане 61 вуз показывает уровень трудоустройства ниже 50%, то есть половина их выпускников – потенциальные безработные.
Некоторые вузы не стремятся давать качественное образование, а делают ставку на деньги. У таких аутсайдеров рейтинга «Атамекен» предлагает отзывать лицензии. Также результаты исследований должны учитываться при распределении государственных образовательных грантов.
НПП «Атамекен» инициировал внесение изменений в правила распределения грантов (приказ № 122 МОН РК): если вуз находится в нижней половине рейтинга, комиссия может отказать такому учебному заведению в получении права обучать по госзаказу.