В экспозиции в Музее искусств им. А. Кастеева более 70 произведений живописи, графики и скульптуры. Выставка пользуется популярностью, особенно среди туристов, путешествующих по Алматы, а затем с восторгом узнающих его улицы, перекрестки и дома на полотнах именитых художников.
Старые городские улочки, словно эхо минувших лет, оживают в картинах Абрама Черкасского, Нурбека Тансыкбаева, Оркен Мамаковой, Владимира Киреева, Валентина Ткаченко, Павла Верховцева, Григория Чернощекова, Владимира Псарева, Рашида Кулбатырова и других живописцев. Особый интерес вызывают картины с мостами («Серый день» Нагимбека Нурмухамедова), поскольку Алматы не может похвастаться разнообразием этих древнейших инженерных сооружений. Но вот историей одного из старых мостов алматинцы гордятся.
Речь идет о Пугасовом мосте, на который можно попасть, если идти по нынешней улице им. Кабанбая-батыра на восток. Правда, сегодня мост не узнать, так как он стал продолжением городской автодороги. Во времена молодости наших бабушек и прабабушек мост уже был с ветхими перилами и скрипучими досками. А речка Алматинка тех лет, не в пример нынешней, бурлила среди валунов в своих естественных берегах. За мостом, по рассказам старожилов, располагались торговые лавки, куда местные ходили за керосином для примуса и керогаза, маленькие мастерские, где паяли кастрюли и тазы. Мост назвали по имени известного купца Пугасова, который и возвел его через Малую Алматинку рядом со своей усадьбой.
Многие работы посвящены городу советского периода. К примеру, картина Алексея Уткина, запечатлевшего на перекрестке улиц Ауэзова и Тимирязева тумбу для наклейки афиш. Абылхан Кастеев, стоявший у истоков зарождения и формирования национальной школы живописи, несколько картин посвятил знаменитому катку «Медео».
Картины рассказывают о любви их авторов к городу. Думается, иначе сложно было бы так тонко, прочувствованно воспеть его улочки и сияющие проспекты, старые дворики и современные кафе, уникальные архитектурные постройки разных эпох – кирпичную неоклассику сталинских времен, советский бетонный модернизм 70–80-х годов, современный хай-тек.
Смотришь на живописные городские пейзажи и вспоминаешь то время, когда говорили: «Алма-Ата – не город, а сама мечта». Это и утопающие в зелени алматинские панорамы на фоне заснеженного Заилийского Алатау в исполнении Уке Ажиева, Табонияза Карибжанова, Али Джусупова, Чингиза Кенжебаева, Регины Великановой; и визитные карточки городской архитектуры: «Столичный цирк» Сахи Романова, «Оперный театр» Сергея Калмыкова, «Кафедральный собор» Жанатая Шарденова. Графический сегмент выставки представлен работами Андрея Дячкина и Валентина Антощенко-Оленева.
Город – это не только улицы и архитектура. В первую очередь это его жители. Образы алматинцев появляются на живописных холстах Леонида Леонтьева, Сабура Мамбеева, Ивана Стадничука, Канафии Тельжанова, а также в работах ведущих скульпторов – Еркина Мергенова, Рысбека Ахметова и других.
Сегодня нет ни Пугасова моста, ни самой купеческой усадьбы. Она сгорела, и на ее месте построили кафе. Не сберегли от пожара здание старого ТЮЗа на улице Кабанбай-батыра, дом генерал-губернатора Колпаковского на пересечении улиц Губернаторской и проспекта Колпаковского (ныне проспект Достык), где в годы Великой Отечественной войны снимали фильм «Парень из нашего города». Нет и старинной Софийской церкви, хотя она была внесена в государственный реестр памятников... Поэтому важно, чтобы история города осталась не только в людской памяти, но и в произведениях живописи.