Свежий выпуск

Не допускать напряженности и конфликтности

Вопросы межэтнических отношений актуальны сегодня во всем мире, особенно для полиэтнических государств, каковым является и Казахстан. Инциденты, произошедшие в ряде регионов страны в текущем году, показали необходимость совершенствования государственной политики в данной сфере. О том, какая работа идет в этом направлении, рассказывает заместитель председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития Галым Шойкин.

– Галым Нурмагамбетович, в конце апреля текущего года по поручению Президента страны при МИОР был создан Комитет по развитию межэтнических отношений. Расскажите, каковы его цели, задачи и роль в настоящее время?

– Важно начать с того, что для полиэтнического и многоконфессионального Казахстана мир и согласие – самые важные условия для дальнейшего успешного развития. Наша страна под руководством Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана
Назарбаева многое сделала для того, чтобы сохранить мир и согласие между этносами и конфессиями. Сложился международный имидж республики как миролюбивого государства.

Проживающие у нас этносы являются неразделимой частью казахстанского народа и как равноправные граждане страны ежедневно вносят свой важный вклад в развитие Казахстана. И каждому казахстанцу важно понимать, что это наше общее дос­тояние, которое нужно беречь.

Вместе с тем новые вызовы современности диктуют необходимость постоянного совершенствования мер государства в этой сфере. Например, пандемия и начавшиеся связанные с нею по всему миру социально-экономические трудности показали, что даже экономически развитые общества стран Европы и США могут быть подвержены всплеску как социальной, так и межэтнической напряженности и нетерпимости.

Поэтому закономерно, что по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 29 апреля был создан Комитет по развитию межэтнических отношений. Целью структуры определено обеспечение дальнейшего развития казахстанской модели межэтнического согласия и общенационального единства. Комитет реализует государственную политику в этой сфере, осуществляя межотраслевую координацию на центральном и региональном уровнях.

Важнейшая роль комитета зак­лючается в том, чтобы приоритеты государственной политики в межэтнической сфере находили отражение и реализовывались в информационной, молодежной и языковой политике, в сферах образования, культуры, религии, развития гражданского общества и других.

– Расскажите подробнее о приоритетах проводимой комитетом работы.

– Безусловным приоритетом остается обеспечение соблюдения прав граждан независимо от этнической принадлежности, недопущение какой-либо дискриминации и распространения ксенофобии.

Планируется внедрение в эту работу новых подходов, а также максимальное вовлечение институтов гражданского общества, в том числе неправительственных организаций и СМИ.

Будет совершенствоваться дея­тельность структур Ассамблеи народа Казахстана с ориентацией на решение практических задач по консолидации этносов в интересах достижения общегосударственных задач.

В своей работе мы также сделаем особый акцент на организацию региональной работы. Считаем, что она должна быть живой и проводиться непосредственно с людьми вне зависимос­ти от этноса. Только так можно будет своевременно решать имею­щиеся вопросы в отношениях между этносами, не допускать напряженности и конфликтности.

– Что уже сделано?

– Нами выстраивается единая вертикаль управления и межведомственная координация деятельности центральных и местных госорганов по вопросам регулирования межэтничес­ких процессов. Для этого в ведение министерства передано РГУ «Қоғамдық келісім», основной дея­тельностью которого ранее было только обеспечение деятельности Ассамблеи народа Казахстана.

Сейчас проводится переформатирование работы структуры, расширяются функциональные задачи по реализации общих прио­ритетов государственной политики в межэтнической сфере.

В регионах заместители акимов областей по внутренней политике освобождаются от несвойственных функций по линии социальной сферы и параллельно назначаются заместителями председателей региональных АНК. Региональные секретариаты АНК, КГУ «Қоғамдық келісім» и дома дружбы передаются в ведение управлений внутренней политики.

Создаются отделы по развитию межэтнических отношений в управлениях внутренней политики регионов. Теперь задача областей – привлечь в создающиеся структуры качественные кадры, имеющие видение и способности для очень важной и нужной работы в нашей сфере.

Мы создаем стройную систему анализа и прогнозирования меж­этнической ситуации. Это поможет в том числе своевременно предупреждать межэтническую напряженность и не допускать конфликтов. Будет действовать единая система аналитической работы на центральном и регио­нальном уровнях.

В этих целях при министерстве образован Институт прикладных этнополитических исследований для аналитического и экспертного сопровождения политики государства в сфере межэтничес­ких отношений. Им уже сейчас проводятся глубинные исследования межэтнических проблем в регио­нах страны, вырабатываются детальные рекомендации по их решению. Реализуется 11 новых исследовательских проектов по самым актуальным вопросам межэтнической сферы.

Разрабатывается целый комп­лекс методических рекомендаций по работе в межэтнической сфере, часть из них уже направлена в акиматы. Разработаны программы обучения. На стадии организации находится серия обучающих семинаров для специалистов местных акиматов. Планируется охватить системным обучением работников районного уровня. Делаем упор на практические навыки и знания, особенно по профилактике нап­ряженности и конфликтности между этносами.

Комитетом разработан глоссарий терминов в сфере межэтнических отношений с пояснениями по их использованию. Это необходимо, чтобы сформировать единый понятийный аппарат для информационной и разъяс­нительной работы госорганов.

Используемые нами термины должны служить объединению казахстанского общества. Поэтому, на наш взгляд, важно отказаться от терминов, не соответствующих современным реалиям в стране. Например, в соответствии с международной практикой вернее говорить, что в Казахстане одна нация, которая включает в себя все этнические группы страны, при этом казахстанских этносов много.

Исходя из этого термин «нацио­нальные меньшинства» в Казахстане также официально не используется. Недавно Президент Касым-Жомарт Токаев в интервью одной из газет отметил данный аспект и сказал, чтобы мы не использовали слово «диаспора» в отношении этносов Казахстана, так как мы все равноправные граждане нашей страны.

Также организован целевой мониторинг СМИ и социальных сетей по соблюдению законодательства в сфере обеспечения мира и согласия в обществе. При выявлении таких фактов нами инициируется привлечение к ответственности лиц и организаций, допускающих пропаганду ксенофобии и вражды между этносами.

Важно осуществлять точечную работу по недопущению межэтнических конфликтов в регионах совместного проживания разных этносов. Поэтому мы начали в разрезе каждого района и аула выявлять все проблемные точки, влияющие на межэтнические отношения. Это может быть какая-либо историческая, религиозная, ономастическая, языковая, образовательная, социально-экономическая или другая проблема. В последующем нами совместно с акиматами регионов и другими госорганами будет организована ежедневная работа по их решению.

Отдельно хочется отметить работу нашего комитета по углуб­лению взаимодействия и укреп­лению связей с этническими казахами, проживающими за рубежом. Подведомственным министерству фондом «Отандастар» оказывается культурно-гуманитарная, научно-образовательная и информационная поддержка.

В нынешнем году в пяти зарубежных странах создаются казахские культурно-деловые дома «Абай», в 12 государствах уже открыт 31 онлайн-класс по изучению казахского языка для казахской молодежи. Проводится подготовительная работа по внед­рению уже с начала следую­щего года принципа «одного окна» при предоставлении этническим казахам статуса «қандас» и выдаче им разрешения на постоянное место жительства в Казахстане.

Мы сократим запрашиваемые документы с 46 до 20, все докумен­ты будут сдаваться не как раньше – в 5–6 госорганов, а в одну организацию – ЦОН. При этом срок получения гражданства сократится с 6 до 3 месяцев.

– Какой Вам представляется роль АНК в нынешних условиях?

– Действительно, за 25 лет дея­тельности АНК изменилась этнодемографическая ситуация в стране, повысилась роль институтов гражданского общества в решении многих проблем общества. Поэтому назрел вопрос совершенствования содержательной деятельности ассамблеи, внедрения новых подходов в ее работе с этническими группами. В целом необходимо изменение стереотипа о ней как выразителе интересов только отдельных этносов.

На наш взгляд, на новом этапе востребована роль АНК как главного института интеграции этнических групп в единую граж­данскую нацию. Именно АНК может взять на себя функцию исполнения поручения Президента страны о постепенном превращении казахского языка в язык межэтнического общения. Объективно, что знание государственного языка является мощным объединяющим фактором в нашей стране.

Для этого в настоящее время нами разрабатывается комплекс предложений по переводу деятельности общественных структур АНК на проектный подход. Предлагается основной акцент в их работе сделать на развитие общеказах­станских ценностей и патриотизма, консолидацию казахстанского общества, активное вовлечение в свою деятельность НПО, молодежных организаций и СМИ.

Автор:
Бауыржан Тауков
09:31 , 15 Октября 2020
0
1710
Подписка

Популярное