В пятницу Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК приостановил полеты авиакомпании Sky Service, которой принадлежал вертолет, рухнувший вечером 17 января на территории Алматы. Кроме того, эксплуатантам воздушных судов и авиакомпаниям страны направлено уведомление об организации полетов в сложных метеоусловиях следующего содержания: «Комитет гражданской авиации требует строго соблюдать правила производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденные приказом и. о. министра по инвестициям и развитию РК от 28 июля 2017 года HP509, касательно вопросов принятия решений на вылет по Правилам полетов по приборам и особенностей принятия решений на вылет и прилет по Правилам визуальных полетов в сложных метеоусловиях».
Акцент на метеорологических факторах сделан не случайно – в этот день в Алматы, особенно в его нижней части, стоял густой туман.
Происшествие зафиксировано в 16 часов 08 минут, через 3 минуты после того, как пилот в последний раз вышел на связь. Вертолет марки Eurocopter 130 вылетел из аэропорта близлежащего поселка Боралдай по направлению к Большому Алматинскому озеру, где и должен был совершить посадку, но вскоре упал на территории микрорайона «Таусамалы» Наурызбайского района Алматы. Местом падения машины оказался открытый участок санатория «Алатау», жертв и разрушений на земле нет.
Управлявший вертолетом командир воздушного судна Валентин Шитов скончался от несовместимых с жизнью травм до приезда бригады скорой помощи. 50-летний пилот был на хорошем счету в авиаотряде. Он окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков, учился в Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина. Коллеги отзываются о погибшем товарище как об опытном пилоте и веселом, дружелюбном человеке.
Вертолет Eurocopter ЕС 130 Т2 – частный и состоял на балансе компании Sky Service, организованной в 2005 году для оказания коммерческих услуг в области пассажирских вертолетных и самолетных перевозок. В парке числится 12 вертолетов и 2 самолета от мировых производителей – Eurocopter, Bell Helicopter и Cessna Aircraft.
Известно, что разбившийся вертолет произведен франко-немецкой компанией Airbus Helicopters. Это был практически новый борт, запущенный в эксплуатацию в 2017 году. В результате удара о землю он полностью разрушен. Машины марки Eurocopter ЕС считаются надежными и удобными в управлении. Судно вмещает до 6 пассажиров и предназначено для деловых, частных и туристических перелетов, оказания неотложной медицинской помощи, охраны правопорядка и так далее. В авиакомпании Sky Service уже заявили, что принадлежащие ей машины регулярно обслуживаются в сертифицированном сервисном техцентре, а перед вылетом проходят осмотр.
Департаментом по расследованию транспортных происшествий и инцидентов МИИР РК начато расследование инцидента. Ведущими остаются 3 версии ЧП: техническая неисправность воздушного судна, человеческий фактор и неблагоприятные погодные условия. Их назвал руководитель департамента Нурлан Жумасултанов. На месте катастрофы обнаружен «черный ящик», и, как сообщил Нурлан Жумасултанов, средства объективного контроля на вертолете находились в исправном состоянии. Расшифровка записей прибора должна помочь в установлении истинных причин трагедии.
Специалисты, успевшие высказаться о случившемся, чаще называют версией ЧП неблагоприятные погодные условия: низкую видимость и обледенение судна. Они допускают, что пилот мог ошибиться с ориентацией, войдя в плотное облако тумана. Кстати, густой туман стоял в Алматы 2 дня подряд – и в день происшествия, и накануне. Экспертам предстоит выяснить, мог ли пилот получить разрешение на полет, учитывая такую метеорологическую обстановку.