Свежий выпуск

Национальный рейтинг лучших вузов Казахстана-2020

​ Академические рейтинги в наше стремительное время являются наиболее востребованным инструментом сравнительной оценки университетов и образовательных программ ввиду их наглядности, компактности и информативности.

С помощью рейтингов осущест­вляется сравнение уровня вузов и образовательных программ по параметрам, отражающим все аспекты предоставляемого образования и их деятельности, а также с точки зрения экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов.

Начиная с 2008 года двенадцатый год подряд Независимое агентство по обеспечению качества в образовании – Рейтинг (IQAA-Ranking) публикует результаты рейтинга лучших высших учебных заведений Казахстана, который основан на международных стандартах ранжирования высших учебных заведений.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев, выступая на третьем заседании Национального совета общественного доверия 27 мая 2020 года, подчеркнул необходимость развития конкуренции между вузами. Одним из инструмен­тов развития конкуренции является проведение рейтингов вузов и их образовательных программ, которые завоевали свою популярность как у нас в Казахстане, так и за рубежом.

Целями проведенного сотрудниками IQAA-Ranking рейтингового исследования являются ответы на следующие вопросы:

– предоставление общественности информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);

– содействие в развитии конкуренции между высшими учебными заведениями;

– стимулирование вузов по улучшению их деятельности, это касается результативности обучения, исследовательской работы, международных обменов, качества работы профессорско-преподавательского состава;

– оценка деятельности вузов работодателями, экспертами, студентами и выпускниками.

Разработанная агентством методология исследования многомерного Национального рейтинга вузов научно обоснована и одобрена международными экспертами в области высшего образования на конференциях Международной обсерватории по академическим рейтингам и превосходству (IREG) в Шанхае и Братиславе. Она была опубликована в научных журналах Higher Education in Europe (Лондон) и Journal of Higher Education (Шанхай), рассмотрена в книге известного эксперта по высшему образованию профессора Э. Хейзелькорн «Рейтинги и трансформирование высшего образования» (Ирландия).

В нынешнем году, в отличие от предыдущих исследований, где многомерный рейтинг включал в себя десять различных подрейтингов и состоял из 6 индикаторов (индикатор 1 – разнообразие контингента студентов; индикатор 2 – результаты обучения студентов; индикатор 3 – академические кадры; индикатор 4 – НИР и инновационная работа; индикатор 5 – международное сотрудничество; индикатор 6 – информационное обеспечение), в ранжирование включен дополнительный индикатор 7 – результаты трудоустройства выпускников.

Кроме того, помимо репутационных оценок со стороны экспертов и работодателей, в текущем году в исследование включены такие дополнительные индикаторы, как оценки студентов, которые учатся в данный момент в вузе, и оценки выпускников учебных заведений. Таким образом, в данное исследование добавлено три новых параметра.

Методология включает оценку деятельности вуза как по данным, предоставленным вузами, так и полученным из независимых источников по статистическим сведениям и показателям (более подробная информация представлена на сайте www.iqaa-ranking.kz).

Академические показатели вузов составляют 80% от общей суммы в 100%, включая трудоустройство выпускников. 20% от общей суммы приходится на репутационную оценку вузов казахстанскими и зарубежными экспертами в сфере высшего образования, репутационную оценку работодателей, оценку вуза его выпускниками и студентами. На каждую оценку приходится по 5% от общей суммы. Более подробно с методологией и распределением весовых процентов по индикаторам и критериям можно ознакомиться на сайте агентства www.iqaa-ranking.kz. Результаты Национального рейтинга 2020 будут дополнительно опубликованы в электронном виде на сайте www.egov.kz.

Опрос экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов проводился анкетированием по электронной почте, ответы были получены более чем от 500 работодателей, 3 000 студентов и 2 000 выпускников вузов.

Уровень подготовленности выпускников казахстанских вузов проведен путем опроса представителей работодателей (национальные компании, крупный, средний и малый бизнес, ассоциации), а также центральных государственных и местных исполнительных органов.

В адрес компаний, организаций и ассоциаций работодателей по электронной почте было разослано более 2 500 анкет, получено свыше 20% заполненных анкет. Также был проведен опрос министерств и акиматов посредством курьерской почты и онлайн-анкетированием на сайте агентства.

Наиболее активно в опросе участвовали Министерство национальной экономики, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство торговли и инте­грации, Министерство индустрии и инфраструктурного развития и другие. Среди местных исполнительных органов наиболее большой вклад в оценку деятельности вузов сделали акиматы Акмолинской и Жамбылской областей, АО «Қазақстан темір жолы» и другие.

В связи с этим выражаем искреннюю благодарность вышеуказанным центральным государственным и местным исполнительным органам за активное участие в анкетировании.

Результаты институционального Национального рейтинга лучших вузов Казахстана были утверждены Советом по рейтингам, возглавляемым председателем Попечительского совета IQAA, профессором Кулекеевым Ж. А.

Помимо институционального рейтинга, агентство начиная с 2013 года проводит рейтинг образовательных программ вузов. Его методология и развернутые результаты представлены на сайте www.iqaa-ranking.kz.

В текущем году вузами представлены данные по более чем 800 образовательным программам по бакалавриату и магистратуре. Лидерами по количеству принявших участие в ранжировании образовательных программ являются:

1. Казахский национальный университет имени аль-Фараби – 156 программ.

2. Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова – 147 программ.

3. Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова – 101 программа.

4. Алматинский технологичес­кий университет – 38 программ.

5. Карагандинский экономичес­кий университет Казпотребсоюза – 33 программы.

Наиболее популярными образовательными программами уровня бакалавриата для вузов оказались экономические программы, в которых участвовало от 11 до 14 вузов, информационные системы, вычис­лительная техника и программное обеспечение (от 9 до 11 вузов), иностранный язык: два иностранных языка, юриспруденция, туризм, государственное и местное управление (от 9 до 12 вузов).

Составляя Национальный рейтинг лучших вузов, агентство совместно с вузами и стейкхолдерами провело сбор и анализ огромного массива информации, чтобы помочь абитуриентам в выборе «своего университета». Работодатели, государственные органы и все заинтересованные стороны смогут найти для себя актуальную информацию по представленным подрейтингам на сайте www.iqaa-ranking.kz.

Для казахстанских абитуриентов важно не только получить хорошее образование, выбрать правильно вуз, чтобы реализовать свои мечты, но и в течение времени обучения сформироваться как личности, получить возможность общения с интересными людьми, встретиться с профессионалами, с которыми и в дальнейшем можно сотрудничать по жизни!

Автор:
Шолпан Каланова, президент Независимого агентства по обеспечению качества в образовании – Рейтинг, профессор, д. п. н.
10:44 , 29 Мая 2020
0
4233
Подписка

Популярное