Свежий выпуск

​ Нашему кинематографу нужна не революция, а эволюция

Государственный центр поддержки национального кино для пропаганды национальных фильмов намерен в 2021 году запустить проект «100 народных кинотеатров».

Автором идеи выступил председатель правления Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК) Есетжан Косубаев. Он возглавил это ведомство в конце прошлого года и, по мнению ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Бакытжана Темирболата, пришел сюда в очень сложное для всего отечественного кинематографа время.

– Государственный центр поддержки национального кино, являясь новым прорывным проектом, кардинально меняет систему взаимоотношений в сфере кинематографии, – сказал Бакытжан Темирболат. – Естественно, когда появляется что-то новое, есть люди, которые с этим не согласны. И поэтому определенное недопонимание есть. Я считаю, что с приходом в киноцентр Есетжана Косубаева эти болезни роста будут успешно преодолены. Наша общая цель – сосредоточить казахстанских кинематографистов на своих творческо-организационных задачах, а финансово-административную часть взял на себя киноцентр – в этом его главная задача.

Напомним, в 2004–2006 годах Есетжан Косубаев возглавлял Министерство культуры, информации и спорта. За эти годы ведомство, по словам Бакытжана Темирболата, «достигло больших высот и решило задачи, которые годами стояли перед отраслью». Но в кино Есетжан Косубаев пришел гораздо раньше: свой первый контракт с «Казахфильмом» нынешний глава ГЦПНК подписал в далеком 1962 году. Ему было 6 лет, когда он сыграл главную роль в фильме «И в шутку, и всерьез», а через 6 лет – в фильме «Восточный тракт». Известный советский режиссер Юрий Чулюкин (фильмы «Неподдающиеся», «Девчата» и др.) после фильма «И в шутку, и всерьез» хотел забрать юного актера в Москву. Но мать, заслуженная артистка РК Тамара Косубаева, не хотела, чтобы сын связывал свое будущее с этой непростой профессией. Несмотря на то что он не стал актером, Есетжан Косубаев стал автором многих известных проектов в сфере культуры и искусства.

Возглавив ГЦПНК, он поставил своей задачей сбалансировать интересы большого киносообщества так, чтобы кинематографисты не разбежались по разным берегам.

– От нас сегодня ждут внятного ответа на вопрос: являются ли возникшие проблемы конфликтом поколений или это обычные рабочие моменты? – говорит Есетжан Косубаев. – На мой взгляд, первая из них – надуманная, нужно просто уважительно относиться друг к другу. Мы все тут служим Его Величеству Кино. Хотим мы или нет, киносообщество состоит из нескольких поколений – аксакалов, карасакалов и молодежи. Раньше тоже по разным поводам кипели споры и скандалы. Мы видели такие революционные движения, которые ни к чему хорошему не приводили. Но нам не революция сейчас нужна, а эволюция. И киноцентр должен стать консолидирующей силой, которая призвана стать провайдером и основным расфасовщиком новых идей. Мы призваны профессионально создавать и поддерживать прозрачные и понятные правила работы наших кинематографистов с государством. Вот и все.

– Но какие главные акценты можете обозначить? Что-то будете менять?

– Все то хорошее, что уже сделано, мы сохраним. Но нам необходимо подробно проанализировать все принципы и механизмы нашей работы. В частности, как показало время, Закон «О кинематографии» (он, напомню, был принят два года назад. – Авт.), как и любой механизм, требует усовершенствования. Другой актуальный момент – формирование кинокомиссий. Нужно также активно работать с новыми механизмами финансовой поддерж­ки, в процессы кинопроизводства должны привлекаться внебюджетные средства. В отношении отбора кинопроектов необходимо усилить акцент на персональной ответственности каждого члена экспертного совета. Кроме того, должна быть видна практическая роль совета директоров как главного управляющего органа киноцентра. Одним словом, сегодня мы активно проходим период выстраи­вания новых принципов поддержки отечественной киноотрасли. И как они будут функционировать – зависит от нашей работы.

Главный вопрос, который я ставлю перед коллегами – финансовая дисциплина. Это абсолютный, неп­ременный, непреложный фактор нашей работы. И второе – чтобы у нас работали люди, действительно понимающие, что такое кино. Чтобы максимально эффективно служить киносообществу, нужно стать генераторами идей. Оценивать нашу работу будет новая команда. Если она нам скажет: «Спасибо, ребята, вы оставили после себя грамотно налаженные процессы, создали хорошие проекты и смогли в непростое время поддержать наших кинематографистов», – можно считать, что мы свою миссию выполнили.

– Сейчас мы наблюдаем особенно тяжелый период в работе наших киносетей, а Вы когда-то открывали первый кинотеатр в торговом центре «Рамстор» в Алматы. Затем кинозалы стали уже массово запускать в других ТРЦ. А что теперь?

– Сегодня жизнь выдвигает новые парадигмы, которые нужно улавливать. Нельзя надеяться только на проверенные схемы работы, надо понимать, как вариативно подойти к актуальным проблемам кинопроката. Если пандемия и связанные с ней локдауны продлятся, мы не должны останавливаться, в запасе должно быть резервное решение, чтобы кинопродукт дошел до зрителя. Российский холдинг ВГТРК недавно запустил новую медиаплатформу «Смотрим». Они поняли, что кинотеатры сегодня не в состоянии полностью обеспечивать запросы населения, и создали еще один мощный стриминг, включающий онлайн-кинотеатр, цифровой приемник и информационный портал.

А в отношении классического кинопроката я уже в течение нескольких лет обсуждаю с заинтересованными структурами вопросы по созданию проекта «100 народных кинотеатров». Я убежден, что мы должны идти в районы и моногорода, где нас сегодня нет. Но национальное кино, я уверен, будет востребовано там, где люди говорят на своем родном языке. Примером могут стать Кыргызстан и Якутия, которые открывают у себя маленькие трехзальные кинотеатры или передвижные кинотеатры. И если речь зашла о регионах, хочу подчеркнуть, что именно там заложен большой творческий ресурс, кладезь талантов. Задача киноцентра – создать систему грантов для талантливой молодежи. Мы должны заниматься их поддержкой. Это очень важно.

– В 1998 году Вы стали генеральным директором первой «Евразии», крупнейшего в Казахстане МКФ. В этом году его не было, поэтому вновь тот же вопрос: что теперь?

– Мы были первыми на постсоветском пространстве, кто на высшем уровне провел этот международный кинофорум. К сожалению, все последующие годы фес­тиваль постепенно терял свой дух и идеологию, которые мы в него закладывали вместе с Рустамом Ибрагимбековым, Никитой Михалковым, Дюсеном Касеиновым, Оразом Рымжановым. Поэтому я считаю, что сегодня «Евразию» надо возвращать на тот уровень, с которого он начинался. Но сделать это можно будет, если только сформировать постоянную, работающую круглый год дирекцию кинофестиваля. Подготовка такого проекта – это огромная работа, включающая поиск фильмов, работу отборочной комиссии, формирование жюри, административно-финансовые и другие вопросы, а с учетом режима пандемии придется, видимо, искать и новые формы проведения самого проекта.

Автор:
Галия Шимырбаева
10:32 , 8 Января 2021
0
519
Подписка

Популярное