Надзорный щит

468
Сагиндык Журсимбаев, профессор Университета Нархоз

Институту прокуратуры в этом году исполнилось 300 лет.

Учреждение института прокуратуры пришлось на эпоху Петра Первого, когда в январе 1722 года в России впервые был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым генерал-прокурором.

В ноябре 1917 года функции судов, институтов следователей, прокурорского надзора и адвокатуры взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. ­­А в мае 1922 года постановле­нием ­ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. ­Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Сою­за ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа.

В целом основные функции прокуратуры мало изменились за это время. Конституционный постулат о высшей ценности человека, обязанности надзора за соблюдением Основного закона, прав и свобод человека и гражданина обязывают рассматривать прокуратуру как один из главных государственных правозащитных органов страны. Прокуратура продолжает служить надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.

Однако время диктует новые условия. Так, прокуратура Казахстана ранее являлась одним из мощнейших правозащитных институтов страны, обладала широчайшими полномочиями, которая по сравнению с другими органами имела ряд преимуществ, особенно в части оперативности разрешения жалоб и заявлений граждан, доступности и безвозмездности.

Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требовалось обращения лиц с просьбой о восстановлении нарушенных прав. Действующий тогда закон наделял их полномочием проводить проверки по собственной инициативе в случаях информации о нарушениях конституционных прав и свобод.

Если ранее Конституция рес­пуб­лики обязывала прокуратуру принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие Основному закону страны, то после 30 июня 2017 года данная конституционная норма, к сожалению, уже признана излишней. В законе конкретно определены виды правовых актов, не подлежащих опротестованию прокурорами. К таковым закон относит законодательные акты, акты Президента республики, Администрации Президента республики, Конституционного совета, нормативные постановления Верховного суда, акты Высшего судебного совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, нормативные акты технического характера.

Теперь проверки осуществляются в основном для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту; неограниченного круга лиц; лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан. В последнее время, видимо, поняли, что власть неоправданно сжала правозащитную функцию прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, поэтому Законом РК от 2 июля 2021 года прокуратуре поручено защищать и субъектов частного предпринимательства.

В части несовершеннолетних прокуратура во все времена стоя­ла на защите их прав, не разделяя на здоровых и инвалидов. Поэтому сложно понять, когда ведомственной инструкцией от 2 мая 2018 года к лицам, которые в силу физических и иных обстоя­тельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, отнесены только дети-сироты, дети с ограниченными возможностями и т. д. Хотя любые дети, чьи права и законные интересы нарушены, нуждаются в государственной защите в силу их возраста.

Существенные изменения внесены и в порядок рассмотрения обращений. Теперь прокуроры по новому закону стали рас­сматривать обращения только в определенных случаях. За­кон запретил им вмешиваться в дея­тельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

Даже анализ состояния законности стали проводить без посещения прокурорами объектов путем изучения статистических данных, материалов судебных дел и иных источников информации. Нам представляется, что прокуратура на данном этапе несколько ограничена в полномочиях вне уголовно-правовой сферы. Практика показывает, что в стране должен быть конкретный орган, призванный принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также обладать правом опротестовывания законов и других правовых актов, противоречащих Конституции.

В настоящее время доминирую­щей функцией казахстанской прокуратуры стало уголовное преследование. Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 10 марта 2017 года подчеркнуто, что «прокуратура от имени государства осуществляет уголовное преследование». Позже указанная норма была продублирована в Законе «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года. Если ранее конституционная норма носила отсылочный характер на Уголовно-процессуальный кодекс, то теперь она стала уже обязывающим, уполномочивая конкретный орган.

Такое существенное изменение предполагало необходимость приведения действующего процессуального закона к изменившейся конституционной норме. Тем более Конституция имеет высшую юридическую силу и акты, противоречащие ей, либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней. Возможно поэтому в Комментарии к обновленной Конституции Республики 2017 года справедливо было отмечено, что Конституция в части уголовного преследования не наделяет таким правом иные государственные органы, то есть предполагает реализацию данной функции исключительно только прокуратурой. Но на практике прежние нормы УПК РК, связанные с этим вопросом, остались без изменений и органы расследования до сих пор продолжают работать в прежнем режиме. Будем надеяться, что в данный вопрос когда-либо будет внесена ясность, если кто-либо из ограниченных субъектов обращения в Конституционный совет посчитает назревшим разобраться в этом вопросе.

Рациональным решением данного вопроса послужила бы передача следователей как основных субъектов органов уголовного преследования в состав органов прокуратуры, в то же время с сохранением автономности и процессуальной самостоятельности. Нахождение сотрудников органов расследования в системе органов прокуратуры позволит обеспечивать реализацию единообразной судебно-следственной практики и главное – независимость от исполнительной ветви власти, а также впоследствии укомплектовать процессуальных прокуроров из наиболее опытных следователей.

Прокуратура как государственно-правовой институт, обеспечивающий незыблемость законодательных устоев общества и государства, на протяжении всего периода своей истории выдержала проверку временем и продолжает оставаться неотъемлемой частью системы государственного механизма и опорным хребтом формирования правового государства. Тем более как непосредственно подотчетный орган Президенту республики продолжает помогать в реализации его полномочий – гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Подруга для битья
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Сто домов построят в СКО
Увеличены выплаты для медкадров
Дождалась котельная ремонта
Ждут большую воду

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]