Исследование, проведенное Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК совместно с Центром прикладных исследований TALAP, получило название «Сильное государство. Зрелое общество». Анализ позволил по-новому рассмотреть казахстанскую систему госуправления, сопоставить ее с лучшими мировыми практиками, оценить преимущества и недостатки. Как отмечают эксперты, новая реальность диктует новые правила, и государственное развитие неизбежно должно становиться более гибким.
Сегодня правительства разных стран вынуждены адаптироваться к меняющимся условиям, пытаясь перестраивать методы работы и внедряя инновационные практики. Лидирующие позиции занимает тот, кто находит баланс между мобильностью и стабильностью, использует новые гибкие форматы, не теряя устойчивости и силы. Какие именно реформы нужны? Дискуссии об этом идут в Казахстане на различных диалоговых площадках.
– Международные и национальные исследования фиксируют запрос на сильное государство, – отметила, представляя результаты исследования, эксперт ИМЭП Сабина Садиева. – Сильное – значит работающее и эффективное.
Люди прежде всего
Говоря о результатах исследования, Сабина Садиева обратила внимание на ключевой принцип, которым руководствовались эксперты, разрабатывая решения по реформированию госсектора. Он заключается в том, чтобы все реформы пропускать через фильтр «люди прежде всего».
В государственной политике этот принцип означает пересмотр подходов, начиная от простых и очевидных. Например, государство перестает измерять прогресс через рост ВВП и переходит к другим метрикам – социальным показателям, таким как качество жизни людей, удовлетворенность граждан.
– В соответствии с тем же принципом необходимо пересмотреть и систему государственного планирования. Направления госполитики фиксируются в программных документах, входят в систему стратегического планирования. Существуют правила разработки этих документов, мониторинга и оценки реализации. Но, на наш взгляд, не хватает инструментов управления их результативностью, так называемой логики воздействия, теории изменений. Такие инструменты ориентируют власть на людей и позволяют измерять результаты тем, как меняются жизнь и поведение граждан, – уточнила эксперт ИМЭП.
Один из трендов в мировой госполитике – наджинг. Термин произошел от английского nudge – подталкивать. Впервые о наджинге рассказал в 2017 году нобелевский лауреат Ричард Талер. Он представил особую систему стимулов, «подталкивающих» людей к правильному выбору и верным решениям.
Предполагалось, что с помощью наджинга компании смогут помочь сотрудникам стать более эффективными, будут привлекать и удерживать таланты и повышать вовлеченность. В дальнейшем термин стал применяться более широко, распространился на экономику и политику.
– Если говорить о наджинге в контексте исследования, то речь идет об использовании знаний о так называемой поведенческой экономике, о создании ориентиров и стимулов для граждан, – отметила Сабина Садиева. – То есть вместо утверждения множества правил и систем наказания за их нарушение нужно создать ориентир и поощрять за желаемое поведение.
Управлять не отчетами, а результатами
Еще одна формула, которую вывели эксперты по итогам исследования, заключается в том, что для создания действительно эффективного государства пора перейти от управления отчетами к управлению результатами на основе оценки.
То есть, оценивая стратегии и программы, необходимо рассматривать существующую инфраструктуру, организационный потенциал исполнителей и другие параметры. А в процессе реализации оценивать не только достигнутые показатели в цифрах, но и выстраивать логическую цепочку результатов, изучать их влияние на различные слои общества. Полученные данные и выводы предоставлять в открытом доступе, чтобы они использовались для научных исследований, становились предметом экспертных дискуссий и достоянием широкой общественности.
Кроме того, по заключению экспертов, проблемным вопросом для Казахстана остается так называемая избыточность государства. Это означает слишком большую зависимость результатов во многих сферах экономики от решений госорганов, излишнее количество государственных функций. Только на центральном уровне их около 4 500, причем, по мнению экспертов, они зачастую неверно определены методологически.
Время требует пересмотра отношения к государственным функциям. Восприятие их как свода определений в положениях о госоргане уже устарело. Теперь госфункции – это цикл операций, результатом которых становится производство и справедливое распределение общественных благ, удовлетворение потребностей общества. Именно с данной позиции, по мнению экспертов, следует пересмотреть и упорядочить функционал госструктур. Так была выведена еще одна формула: управлять не людьми, а процессами.
За строкой общественного договора
Часть исследования экспертов затрагивала параметры общественного договора. Этот термин означает некий условный социальный контракт, подразумевающий, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство.
Общественный договор является своего рода неписаным соглашением между государством и гражданами, где государство обещает безопасность и создание необходимых условий для жизни, образования и так далее, а граждане соглашаются с налогами и другими обязательными выплатами, с правилами и принципами госуправления, которые получают соответствующее оформление в виде нормативных актов.
– Когда мы рассуждаем об общественном договоре, то очень много внимания уделяем такому компоненту, как уровень благосостояния, – подчеркнул директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев. – Но этот компонент не является единственно важным. Мы попробовали выдвинуть еще два. Первый – уверенность в будущем, образ будущего. И второй – чувство идентичности.
Помимо этого, по его мнению, крайне важен для эффективности госаппарата сложившийся у граждан образ правительства и госуправления в целом.
– У нас можно поискать в Google фотографии любого из руководителей министерств или глав правительств, и вы увидите практически одинаковые снимки: похожие друг на друга кабинеты, мужчины в галстуках, одинаковые совещания, – заметил Рахим Ошакбаев. – Какой-то дифференциации, живой картинки не возникает. Когда говорим про реформы, госпрограммы, мы также постоянно видим одну картинку: портфель, костюм, сомкнутый строй одинаковых людей. Но, как показывают исследования, этот визуальный образ, имидж госслужбы в глазах людей является не менее важным для реализации политики, чем сами политические механизмы.
Поэтому еще одной рекомендацией экспертов стал масштабный бренд-менеджмент, формирование нового образа госуправления и госслужащего. Он должен стать более близким к людям, доступным, понятным, вызывать больше доверия не только своим видом, но и поступками. Тогда, считают эксперты, и госполитика будет реализовываться более эффективно.