Свежий выпуск

На защите интересов актеров

​ В Казахстане с целью здорового развития отечественного кинематографа и защиты интересов актеров и специалистов, ответственных за их подбор, создается Ассоциация кастинг-директоров.

– Кастинги в мировом кино играют решающую роль, от них зависят востребованность и гонорары актера, – сказала на заседании «круглого стола» в рамках деловой площадки Kazakhcinema days председатель правления Государственного центра поддерж­ки национального кино (НАО ГЦПНК) Гульнара Сарсенова. – На Берлинском кинофестивале нынешнего года я была поражена, когда узнала, что кастинг-директора, объединившись около 5 лет назад в огромную всемирную организацию, активно сотрудничают между собой, когда нужно представить своих топовых актеров для всемирного кастинга.

По ее словам, если в нашей стране появится Ассоциация кастинг-директоров, то эта органиация могла бы влиять на продвижение талантливых отечественных актеров на международный кинорынок так, чтобы их там не воспринимали как «вторичку» с куда меньшими гонорарами, чем у их зарубежных коллег.

Киноактриса, заслуженная артистка КазССР Жанна Куанышева, давно занимающаяся поиском и подбором актеров, обратила внимание участников «круглого стола» на условия работы кастинг-директоров. По ее мнению, это тяжелый труд, за который зачас­тую берутся непрофессионалы. И как результат – на съемочной площадке оказываются дилетанты, что, естественно, сказывается на качестве фильма.

– Что такое кастинг-директор? Это первый аналитик, который читает синопсис будущего фильма, – сказала она. – Он должен четко понимать, что от него хотят, какие актеры и под какую роль подойдут. Для этого нужен профессиональный опыт, который нарабатывается годами.

Мадина Алимкан, кастинг-директор с многолетним опытом, также считает, что с актерами и режиссерами должны работать только профессионалы.

– Я работала долгое время вторым режиссером и прекрасно понимаю, каким должен быть кастинг-директор: обязательно иметь режиссерское образование и понимать, что такое актерский ансамбль. Но многие из тех, кто называет себя кастинг-директором, зачастую даже не знают, что такое типаж. Поэтому у меня такое предложение: кастинг-директор должен проходить повышение квалификации. Без этого его нельзя тарифицировать и давать работу, так как от этого человека в немалой степени зависит успех будущего фильма, – сказала Мадина Алимкан.

По мнению их коллеги Жайны Абди, та ситуация, которая сложилась сегодня при проведении кастингов, сказывается на отношении к актерам: тех, кто подготовлен для работы в кадре, режиссеры и продюсеры перед этим сильно «ломают» – пренебрежением, гонорарами, условиями работы.

– Если человек живет за чертой города, ему могут сказать «добирайся сам», – рассказывает она. – Все время приходится всего добиваться. Бывают моменты, когда нужен именно этот актер, только он сыграет эту роль, а мне говорят: сама договаривайся, у нас такой-то бюджет. Есть такие кинокомпании, которые заставляют кастинг-директора бесплатно находить массовку. От профессио­нального актера, который стоит в 10 раз больше, требуют, чтобы он работал за 50 тысяч тенге. Доходит до того, что актеров, чтобы сэкономить, заставляют делать трюки на съемочной площадке, часто без страховки.

НАО ГЦПНК поддержал все проз­вучавшие на «круглом столе» предложения. Вновь создавае­мой под его покровительством профессиональной организации – Ассоциации кастинг-директоров Казахстана – предстоит разработать тарификационную сетку для актеров и кастинг-директоров в зависимости от опыта, образования и кейса, знания языков и других качеств; пре­дусмотреть штрафные санкции для режиссеров и продюсеров, позволяющих себе неуважение к актерской профессии; организовать мастер-классы для кастинг-директоров, где будут готовить действительно нужных рынку специалистов.

Автор:
Галия Шимырбаева
09:21 , 15 Октября 2020
0
591
Подписка

Популярное