С обширным докладом выступила ведущий специалист Всемирного банка по вопросам образования в Центральной Азии Айша Вауда, чей опыт работы насчитывает более 20 лет. За это время при ее участии произошли крупные реформы в области образования и человеческого развития в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и нашего региона.
Прежде чем говорить о Центральной Азии, госпожа Вауда вспомнила пандемию «испанки» 100 лет назад, которая привела к ужасающей смертности, потере трудовых доходов и снижению образованности. При этом последствия той эпидемии ощущались около 70 лет.
Между тем современные исследования показывают, что последствия распространения COVID-19 будут также длиться примерно 60–65 лет и коснутся не только здравоохранения, но и экономики, социального развития государств.
– Сегодня происходит молчаливый шторм в сфере образования, – отметила Айша Вауда. – На пике пандемии был нарушен процесс обучения 1,5 миллиарда учащихся по всему миру, что привело к потере 0,6 года школьного обучения, увеличению на 25% числа учащихся, не достигающих минимального уровня навыков чтения, росту неравенства и выбыванию из процесса обучения около 7 миллионов учащихся.
По ее мнению, ситуация в Центральной Азии достаточно уникальна в сравнении с другими регионами мира. Здесь преобладает молодое население. К примеру, в Казахстане граждане до 25 лет составляют 39% от общего числа, поэтому пандемия может задеть страну в сфере образования весьма ощутимо.
К слову, как показывают усредненные образовательные результаты, еще до COVID-19 страны Центральной Азии несколько отставали от многих других государств мира, прежде всего ОЭСР.
Что касается цифровых навыков и доступа к технологиям, то доля учащихся, имеющих дома компьютер и доступ в Интернет в Казахстане, по данным исследования PISA-2018, составляет 70%, в Кыргызстане – 16%, в Узбекистане – 5%, в Таджикистане – 1%.
Исходя из презентационных данных, Казахстан лучше всех произвел экстренный переход на дистанционное обучение буквально по всем видам: радиовещанию, телевидению, Интернету, печатным материалам для домашней работы.
Тем не менее Айша Вауда обратила внимание на то, что система и уровень дистанционного образования в период пандемии оставляют желать лучшего. Лишь некоторые учителя смогли обучиться пользованию онлайн-контентом и подготовке видеоуроков. Краткосрочные занятия по 10–20 минут не всегда имеют высокое качество. При этом оценка обучения большинства учащихся не проводилась, отсутствовал и контроль.
– Мы ожидаем, что с закрытием школ в течение 5–6 месяцев во всех странах Центральной Азии унифицированные образовательные показатели учащихся снизятся на 16 баллов, – заявила Айша Вауда. – В связи с этим потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни составит 44 млрд долларов. Это огромный экономический ущерб.
В своем выступлении ведущий специалист Всемирного банка особо обратила внимание на вопрос о дистанционном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
– По последним данным, дети младшего возраста тоже могут передавать вирус, хотя окончательного глобального консенсуса в настоящее время по этому вопросу нет, – сказала Айша Вауда. – С другой стороны, они являются уязвимыми с точки зрения удаленного обучения, ведь их нужно постоянно стимулировать, увлекать. Поэтому необходимо обладать глубокими и широкими навыками для работы с этой категорией детей, давать им самые ключевые навыки. Хотя мы все понимаем, что только путем социализации, в кругу сверстников дети узнают, что такое уважение, сопереживание.
В качестве стратегии систем образования при будущем открытии школ госпожа Вауда считает необходимым предотвратить увеличение оттока учащихся, обеспечить охрану здоровья и безопасности, подготовить учителей к проведению оценки потерь в обучении и ликвидации образовавшихся пробелов в знаниях, обеспечить достаточное финансирование для выполнения задач по ликвидации последствий, особенно для уязвимых категорий учащихся.
В качестве рекомендаций для стран Центральной Азии Айша Вауда предлагает подготовку «смешанного» формата обучения в краткосрочной и долгосрочной перспективе с расширенным доступом к цифровым платформам, на которых размещаются образовательные ресурсы, разработку качественного цифрового контента, создание и укрепление национальных и стандартизированных механизмов диагностической и формативной оценки, позволяющих регулярно получать данные по результатам обучения. Особо она подчеркнула важность сохранения и увеличения финансирования системы образования.