​Молчаливый шторм образования

2015
Юлия Миленькая

С обширным докладом выступила ведущий специалист Всемирного банка по вопросам образования в Центральной Азии Айша Вауда, чей опыт работы насчитывает более 20 лет. За это время при ее участии произошли крупные реформы в области образования и человеческого развития в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и нашего региона.

Прежде чем говорить о Центральной Азии, госпожа Вауда вспомнила пандемию «испанки» 100 лет назад, которая привела к ужасающей смертности, потере трудовых доходов и снижению образованности. При этом последствия той эпидемии ощущались около 70 лет.

Между тем современные исследования показывают, что последствия распространения COVID-19 будут также длиться примерно 60–65 лет и коснутся не только здравоохранения, но и экономики, социального развития государств.

– Сегодня происходит молчаливый шторм в сфере образования, – отметила Айша Вауда. – На пике пандемии был нарушен процесс обучения 1,5 миллиарда учащихся по всему миру, что привело к потере 0,6 года школьного обу­чения, увеличению на 25% чис­ла учащихся, не достигающих минимального уровня навыков чтения, росту неравенства и выбыванию из процесса обучения около 7 миллионов учащихся.

По ее мнению, ситуация в Центральной Азии достаточно уникальна в сравнении с другими регионами мира. Здесь преобладает молодое население. К примеру, в Казахстане граждане до 25 лет составляют 39% от общего числа, поэтому пандемия может задеть страну в сфере образования весьма ощутимо.

К слову, как показывают усредненные образовательные результаты, еще до COVID-19 страны Центральной Азии несколько отставали от многих других государств мира, прежде всего ОЭСР.

Что касается цифровых навыков и доступа к технологиям, то доля учащихся, имеющих дома компьютер и доступ в Интернет в Казахстане, по данным исследования PISA-2018, составляет 70%, в Кыргызстане – 16%, в Узбекистане – 5%, в Таджикистане – 1%.

Исходя из презентационных данных, Казахстан лучше всех произвел экстренный переход на дистанционное обучение буквально по всем видам: радиовещанию, телевидению, Интернету, печатным материалам для домашней работы.

Тем не менее Айша Вауда обратила внимание на то, что система и уровень дистанционного образования в период пандемии оставляют желать лучшего. Лишь некоторые учителя смогли обучиться пользованию онлайн-контентом и подготовке видеоуроков. Краткосрочные занятия по 10–20 минут не всегда имеют высокое качество. При этом оценка обучения большинства учащихся не проводилась, отсутствовал и контроль.

– Мы ожидаем, что с закрытием школ в течение 5–6 месяцев во всех странах Центральной Азии унифицированные образовательные показатели учащихся снизятся на 16 баллов, – заявила Айша Вауда. – В связи с этим потеря ожидаемых доходов в течение всей жизни составит 44 млрд долларов. Это огромный экономический ущерб.

В своем выступлении ведущий специалист Всемирного банка особо обратила внимание на воп­рос о дистанционном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– По последним данным, дети младшего возраста тоже могут передавать вирус, хотя окончательного глобального консенсуса в настоящее время по этому воп­росу нет, – сказала Айша Вауда. – С другой стороны, они являются уязвимыми с точки зрения удаленного обучения, ведь их нужно постоянно стимулировать, увлекать. Поэтому необходимо обладать глубокими и широкими навыками для работы с этой категорией детей, давать им самые ключевые навыки. Хотя мы все понимаем, что только путем социализации, в кругу сверстников дети узнают, что такое уважение, сопереживание.

В качестве стратегии систем образования при будущем открытии школ госпожа Вауда считает необходимым предотвратить увеличение оттока учащихся, обеспечить охрану здоровья и безопасности, подготовить учителей к проведению оценки потерь в обучении и ликвидации образовавшихся пробелов в знаниях, обеспечить достаточное финансирование для выполнения задач по ликвидации последствий, особенно для уязвимых категорий учащихся.

В качестве рекомендаций для стран Центральной Азии Айша Вауда предлагает подготовку «смешанного» формата обучения в краткосрочной и долго­срочной перспективе с расширенным доступом к цифровым платформам, на которых размещаются образовательные ресурсы, разработку качественного цифрового контента, создание и укрепление национальных и стандартизированных механизмов диагностической и формативной оценки, позволяющих регулярно получать данные по результатам обучения. Особо она подчеркнула важность сохранения и увеличения финансирования системы образования.

Популярное

Все
О четвероногих друзьях заботятся жители Петропавловска
Когда руки не для скуки, а для чистоты города
Наши гребцы завоевали еще три лицензина летние Олимпийские игры
Мы все преодолеем!
Любящим родителям нечего бояться
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Более 180 тыс. казахстанцев приняли участие в акции «Таза Қазақстан»
Восстановлено электроснабжение в крупных населенных пунктах Костанайской области
Первые э-бланки разрешения выдали автоперевозчикам Казахстан и Узбекистан
Около 7 тыс. голов сельскохозяйственных животных погибло в результате паводков
Токаев отменил международный форум Астана в связи с паводками в стране
Десятки фактов дезинформации о паводке выявили в РК
Почти на 600 млн тенге оштрафован Национальный центр экспертизы и сертификации
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Свыше 5,8 тыс. семей получили поддержку государства
Караулы Нацгвардии из-за подтоплений перевезли более 1 700 …
В Аркалыке вручены ключи от новых квартир
Угроза задержки посевной снята

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]