Свежий выпуск

Миллиард под колеса

Жители села Тогызкудук возмущены тем, что самосвалы разбивают дорогу, которую недавно отремонтировали за счет бюджета.

Областную дорогу Караганда – Тогызкудук – Ботакара отремонтировали в прошлом сезоне. На нее потрачено более 1 млрд тенге. Подрядная организация сделала основание и уложила асфальт толщиной в 5 см. Этого слоя достаточно для проезда легковых автомобилей и грузовиков с нагрузкой не более 8 тонн на одну ось.

Но далеко не все соблюдают эти весовые требования. По областной дороге то и дело шныряют 40-тонные китайские самосвалы, груженные углем и щебнем с разрезов, расположенных в Бухаржырауском районе. Их колеса уже продавили новенький асфальт в нескольких местах. Подрядчик поставил на эти вмятины заплатки, однако они продержатся недолго.

– В прошлом году, когда завершился ремонт, мы с односельчанами дежурили на трассе, – рассказала жительница села Тогызкудук Гульжан Ильясова. – И чуть на асфальт не ложились, чтобы не пропустить грузовики-шахманы с углем. Сюда приезжали полицейские, требовали, чтобы мы освободили трассу, и даже силой оттесняли нас с проезжей части. Мы понимали, что нарушаем закон, но другого выхода не было. Потому что самосвалы разбивают нашу дорогу. Асфальту нет еще и года, а он уже начал крошиться по обочинам.

Устав в одиночку бороться с многотонными нарушителями, сельчане обратились за помощью к властям. Первыми отреагировали областная инспекция транс­портного контроля и дорожная полиция. Они организовали возле села Тогызкудук передвижной пост: останавливали самосвалы, измеряли их вес и в случае превышения тоннажа выписывали штрафы.

– Штрафы у нас немаленькие – от 40 МРП, то есть от 110 тысяч тенге, и выше, – говорит замес­титель начальника инспекции транспортного контроля по Карагандинской области Дастан Жумакулов. – Сначала наказывали перевозчиков, и интенсивность движения грузовиков упала. Она стали появляться, когда инспекторы покидали пост. Ведь дежурить постоянно на одной и той же дороге мы не можем, хотя нагрузка на нее, конечно, серьезная. В пиковый сезон, когда идет подготовка к отопительному сезону, по трассе Караганда – Тогызкудук – Ботакара проезжают до сотни самосвалов в сутки.

Выход из ситуации есть. Но, видимо, промышленные предприятия не хотят ему следовать, поскольку он весьма затратный.

– Мы считаем, что угольные карьеры должны построить для себя технологическую дорогу и возить по ней свои грузы, – пояс­няет Дастан Жумакулов. – Мы об этом неоднократно писали руководству добывающих предприятий. Оно обещало, что все сделает, но дальше слов дело не пошло.

Понимаете, вовсе перекрыть движение грузового транспорта по областной дороге мы не можем. Потому что обеспечение населения углем – это социально важный вопрос. Нельзя допус­тить, чтобы люди стались без топлива.

Инициативные жители села Тогызкудук устали ждать, пока власти примут меры, и обратились с жалобой в Антикоррупционную службу. Ее представители устроили выезд на дорогу Караганда – Тогызкудук – Ботакара и пригласили все заинтересованные стороны. Приехали транспорт­ные инспекторы, сотрудники акимата, депутат районного маслихата и директор угольного разреза «Кузнецкий».

– Неправильно говорить, что карьер разбивает автодорогу! – заявил директор угольного разреза «Кузнецкий» Женис Абдикеев. – Мы построили для себя железную дорогу. 90% угля доставляем по ней. А по автомобильной дороге уголь возят частные перевозчики. Запретить им это мы не можем, они нам не подчиняются. Мы тоже хотим сохранить новую дорогу. Она нам тоже нужна!

Как выяснилось, многотонные самосвалы, перевозящие уголь и щебенку, не принадлежат промышленным предприятиям. Это действительно частники, продаю­щие груз на сторону.

– Водители изначально знают, что нарушают весовые нормативы, – уверяет замруководителя транспортной инспекции. – ­Поэтому на карьере специально не берут товарно-транспортную накладную. Мы их штрафуем, но от этого не легче. Они прячутся, выжидают время, а когда сворачиваем мобильный пост, снова выезжают на дорогу.

Власти считают, что пора действовать жестко. Первым делом следует поставить на трассе знак, запрещающий проезд больше­грузного транспорта. А потом – обустроить стационарный пост транспортной инспекции. Грузовики будут взвешиваться, а их владельцы в случае превышения весовых параметров – подвергаться штрафам.

Возможно, перевозчики устанут платить немалые деньги за нарушения и вынудят добывающие карьеры заняться обустройст­вом отдельной технологической автодороги.

Автор:
Елена Ульянкина, Карагандинская область
15:22 , 27 Июля 2020
0
604
Подписка

Популярное