В Риддере в музее истории горного дела хранятся бесценные для исследователей копии видов местных рудников и поселений
рубежа XVIII–XIX веков.
История в этюдах
Автор документальных изображений – художник Василий Петров, в текущем году исполняется 250 лет со дня его рождения. Прекрасный повод вспомнить мастера, благодаря которому у современной науки есть четкое представление о том, как выглядели первые горные производства на Казахстанском Алтае. Именно Василий Петров – первый, кто с этюдником прошел по горной стране, в ту пору еще во многом terra incognita.
Всего в музейном фонде десять рисунков с видами Риддерского рудника с разных ракурсов. Все датированы летом 1802 года. Смотришь на них – и полное ощущение, что перед тобой старинные черно-белые фотографии. Промышленная площадка и примыкающий рабочий поселок прорисованы в деталях, в мельчайших подробностях, буквально с военной четкостью.
Такая техника рисунка далеко не случайна. Как рассказывал в свое время риддерский писатель-краевед Михаил Немцев, художник принадлежал к плеяде преподавателей горного училища в Санкт-Петербурге. Здесь, как и в военном учебном заведении, царили культ инженерных знаний, тяга к точным наукам. Каждый из наставников и учеников обязан был владеть алгеброй, геометрией, черчением, рисунком.
Парадная форма выпускника училища была наподобие военной: алый мундир с золотым позументом, белые штаны, шляпа с бантом, кортик, шпага. У Василия Петрова, как преподавателя, было звание берг-гешворена или, в пересчете на офицерские чины, подпоручика. Он слыл мастером копирования. Фотографии в ту пору еще не было, а точные зарисовки всегда требовались в хозяйственной деятельности. Видописец оттачивал навыки, выполняя многочисленные зарисовки с натуры. Его работы считались максимально достоверными.
Художник получил известность, когда ему не было и двадцати. До наших дней дошло около 20 работ, выполненных акварелью и гуашью по заказу императорского двора, в том числе портрет Екатерины II 1787 года. Молодой преподаватель рисования был обласкан вниманием. Что же заставило его выйти, как сказали бы сегодня, из зоны комфорта и отправиться в неведомый сибирский край?
Михаил Немцев нашел ответ во время работы с архивными документами. Художник был направлен специальным указом, чтобы, как значится в документе, создать полное собрание видов казенных горных заводов. По сути, провести своего рода инвентаризацию: отразить в рисунках «достойнейшие рудники» и их состояние – «саму внутренность оных». Кроме того, на Петрова возлагал надежды его покровитель – граф Строганов. Он задумал издать атлас карт, схем, видов населенных пунктов, а также производств.
В феврале 1802 года видописец прибыл на Алтай. За короткий срок он проделал путь по Убе, Ульбе, Бухтарме, Иртышу. На его рисунках – виды горных заводов с рабочими поселениями, заброшенные шахты, отвалы породы, плавильные печи, водоотливные машины, деривационные водопроводы, горные каналы, породы деревьев, местные жители в этнической одежде, предметы быта…
В докладной записке мастер писал: «За 45 погожих дней снял с натуры 25 видов. И мог бы сделать больше, если бы не опасные переправы, дождь, холод, ветер на вершинах».
Пособие для механиков
В июне этого же года художник создает серию рисунков Риддерского рудника с северо-восточной и северо-западной сторон, виды водонапорного канала, отвалов рудника, а также пейзаж Сокольной сопки. На каждой работе с картографической военной четкостью прорисованы все детали переднего и заднего планов. Каждый домик, каждая курная банька, каждый сарайчик.
– В походных условиях Василий Петров применил самый экономный прием – рисунок пером с легкой подцветкой акварелью, – поделился в свое время подробностями краевед. – Этот присущий только Петрову способ, напоминающий пунктирную линию, помогал передать детали. Невероятно правдиво отражены горы – со всеми складками, отрогами, трещинами, рощицами. По исторической панораме можно неторопливо путешествовать, сравнивать прошлое с настоящим.
Особый интерес представляют изображения инженерных сооружений. На рисунке рудника с северо-запада видны река Быструха и деревянный канал. Если внимательно присмотреться, можно понять, каким образом горная река приводила в работу насосы и оборудование для выдачи руды на-гора.
Воду направляли по трубам прямоугольного сечения к установленному под землей колесу диаметром 10 м. Оно вращалось и приводило в действие насосы, которые откачивали грунтовые воды с нижнего горизонта. Мощность машины составляла до 1 тыс. кубических футов в час, или 28,3 тыс. литров! По такому же принципу энергия воды использовалась в работе подъемного механизма.
В 1935 году горняки подняли из медной штольни ручной деревянный насос-гигант, которым больше 100 лет назад выкачивали воду. А сегодня среди экспонатов риддерского музея можно увидеть колесо от тачки – его нашли в выработках, которые проходили еще при основателе рудника Филиппе Риддере.
Работу Василия Петрова «Сокольная сопка» вообще можно использовать как учебное пособие по геометрии пространства. В изображении деревянного водопровода соблюдены не только пропорции, но и показаны стягивающие дерево скобы – прямо с математической точностью, с соблюдением равных промежутков. Любой школьник на основе курса геометрии сможет по рисунку вычислить и длину канала, и высоту строений, и расстояние от рудника до поселка.
К слову, деривационный канал использовался в хозяйстве Риддера вплоть до… 1985 года! Его вывели из эксплуатации только после того, как энергетики 37 лет назад остановили старую маломощную Ульбинскую ГЭС. Уникальное сооружение многие годы служило местной достопримечательностью, памятником истории под открытым небом. К сожалению, в нулевые оно было разобрано.
Никогда не жил праздно
В 1806 году за усердие и познание в ландшафтном художестве Василий Петров был удостоен звания академика Императорской академии художеств. Важная весть так и не дошла до Алтая.
С 1809 года в экспедиции начались трудности. В рапорте начальнику колыванских заводов видописец дал подробный отчет о темах, над которыми вел работу: внутренняя отделка заводов и плавильных печей, рабочие костюмы мастеров, вид деревни Верх-Бухтарминской, плавильный завод, горные чиновники и мастера и так далее. При этом он дополнил рапорт прошением дозволить ему вернуться в Петербург.
– По письмам можно понять, что люди, которых приставили к Петрову в помощь, перестали подчиняться, – рассказывал краевед. – Дошло чуть ли не до угроз. Во второй половине 1809 года ему пришло долгожданное дозволение, но… спустя несколько месяцев при странных обстоятельствах художник покончил с собой.
Многие работы, начатые или задуманные мастером, так и остались незаконченными.
В госархиве соседнего с Восточным Казахстаном Алтайского края сохранилось предсмертное письмо художника. «Я никогда не был бродягой и тунеядцем, не жил праздно, – писал он. – Я всегда жил своими трудами и любил сверх выгод свою работу».
В Риддере в музее есть копия рисунка Василия Петрова «Вид ключа, вытекающего из хребта Холдон», сделанный в 1802 году. По выражению краеведа, это стихотворение, созданное языком акварели. Природа Казахстанского Алтая изображена во всей мощи и при этом с фотографической правдивостью. На переднем плане можно разглядеть человека, который, сидя на валуне, рисует речку. На нем шляпа с широкими полями, голубой камзол, светлые бриджи, высокие сапоги-ботфорты. На коленях он держит мольберт.
Михаил Немцев считал, что Василий Петров изобразил здесь себя. Других автопортретов не сохранилось.
На сегодня часть рисунков видописца хранится в Русском музее и Российском государственном архивном фонде, часть – в частных коллекциях. По словам специалистов, их объединяет одна особенность – автор рисовал с откровенной заинтересованностью, внимательностью и любовью к сюжетам. Историкам еще предстоит по достоинству оценить точные, по-военному детальные зарисовки, по сути – графические документы, как предстоит оценить и роль Василия Петровича Петрова – первого, кто перенес на бумагу и холст природу и жизнь Казахстанского Алтая на рубеже XVIII–XIX веков.