Проектом предусматривается сокращение срока ареста без санкции суда с 72 до 48 часов, а также обязательство сообщать гражданам о том, что их прослушивали. В целом документ, как утверждает Генеральный прокурор Жакип Асанов, приближает правоохранительную систему Казахстана к принципу «Лучше освободить 10 виновных, чем осудить одного невиновного».
Представление поправок Жакип Асанов начал по традиции с превью, в котором поведал, к чему стремится сегодня правоохранительная система Казахстана в целом и надзорные органы в частности. По традиции говорил Генпрокурор не «по бумаге», приводя образные выражения хорошо поставленным голосом, а выверенные жесты прибавляли выступлению убедительность. Очевидно, все это возымело действие, и депутаты приняли решение одобрить законопроект в обоих чтениях, хотя в повестке заседания значилось рассмотрение поправок только в первом.
В своем предисловии к основному докладу Генпрокурор рассказал, чем объясняется рост преступности в стране, о чем каждый день «шумят» СМИ и соцсети. По мнению Жакипа Асанова, это всего лишь кажущийся рост: обилие источников информации и ее доступность создают, по словам Генпрокуроа, всего лишь иллюзию роста преступности в Казахстане.
– Раньше вроде бы все было тихо. Народ не знал о многом. Сейчас, если совершено преступление, информация мигом распространяется в Интернете. Если раньше скрывали особо тяжкие преступления, то ограничивались лишь выговорами, сегодня за это судят, – сказал он.
А на деле все наоборот – криминогенная обстановка в республике постепенно улучшается, считает Генпрокурор.
– Я хотел этим сказать, что жизнь казахстанцев, особенно в части безопасности, улучшается. Еще раз отмечу, что число тяжких преступлений, таких как убийство, причинение вреда здоровью, из года в год сокращаются. В целом совершенствование законодательства – это непрерывный процесс. Каждое государство, учитывая внутреннюю ситуацию, раз за разом вносит изменения в законодательство. Сегодняшний законопроект тоже является одним из таких шагов, – отметил Жакип Асанов.
Была в выступлении Генпрокурора и доля самокритики. По его мнению, пора лечить такую «застарелую болезнь» правоохранительных органов страны, как позиционирование себя хозяевами уголовного дела.
– Гордимся, что держим в руках судьбу подозреваемого. Эта болезнь идет еще с советских времен, привычка, которая сидит в сознании, сложившийся менталитет, – сказал Жакип Асанов, добавив, что пора избавляться от такой парадигмы.
Итак, законопроект предусматривает изменения в УПК, а также в законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре». Как уже было сказано, предлагается, в частности, сократить срок задержания подозреваемого без санкции суда с 72 до 48 часов, а несовершеннолетних – до 24 часов.
Отвечая на вопросы депутатов о том, почему была внесена эта поправка, Жакип Асанов отметил:
– Это не просто механическое сокращение срока, тут есть глубокий смысл. Больше не будет так, что человека задержали, а мы ходим руки в брюки.
По его словам, следователь должен быстро собрать доказательства и убедить прокурора в виновности подозреваемого.
– И если прокуратура согласится, то он уже просит у суда санкцию на арест. Иначе начальник ИВС обязан будет выпустить человека, – отметил Жакип Асанов.
В то же время за рейдерство, подделку денежных купюр, преступление в составе ОПГ срок задержания подозреваемого без санкции все же предлагается оставить во временном промежутке в 72 часа.
Также поправками предлагается не брать под стражу за экономические преступления.
Согласно поправкам, от прокуратуры суду передается санкционирование таких следственных действий, как залог, освидетельствование, получение образцов, проведение негласных следственных действий.
Вводится институт приказного права. В качестве новеллы также предлагается перевести уголовный процесс в цифровой формат. В целом одобренные в двух чтениях поправки предусматривают повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности. Предлагается упростить процедуру расследования уголовных дел. Расширяются процессуальные возможности адвокатов, а также судебный контроль на досудебной стадии. Исключается дублирование и вводится четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом.
Между тем депутатов весьма беспокоит тот факт, что очень часто правоохранительные органы возбуждают дело по одному основанию, как правило, по должностным преступлениям коррупционного характера, а потом в суде вдруг выясняется, что дело рассматривается всего лишь, например, за хранение огнестрельного оружия.
– Нет ли здесь необходимости усилить ответственность правоохранительных органов? Как мне представляется, ваша функция прокурорского надзора без наличия карательного меча над следователями не даст конкретного эффекта, – считает мажилисмен Бакытжан Абдраим.
Также депутат спросил, будут ли способствовать вносимые поправки соблюдению принципа, согласно которому лучше освободить 10 виновных, чем осудить одного невиновного.
Генеральный прокурор согласился с тем, что случаи, когда человека подозревают в одном правонарушении, а судят за другое, действительно имеют место быть. И связывает он такой подход с нежеланием портить показатели.
Что касается принципа «Лучше освободить 10 виновных, чем осудить одного невиновного», то он является главенствующим и в национальном уголовном процессе, заверил Генеральный прокурор.
Во втором чтении палата одобрила также проект законодательных новшеств в Кодекс об административных правонарушениях. Поправками исключены нормы, которые, по мнению депутатов, повлекут ухудшение прав и законных интересов граждан. В частности, предлагается сохранить административную ответственность за: проезд по посевам или насаждениям; потраву посевов, стогов, порчу или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений. В этом же ряду – нарушение законодательства о социальной защите инвалидов; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей; обман потребителей.
Поправками предлагается, в частности, вернуть институт малозначительности административного правонарушения. Предусматривается также предупреждение как вид административного взыскания. Законодательно закрепляется надлежащее доставление предписаний о необходимости уплаты штрафа.
Дали «добро» депутаты и ратификационному акту – Соглашению о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата. По словам министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, документ подлежит ратификации с оговоркой, что Казахстан не считает себя связанным положением пункта 1 статьи 13 соглашения в случаях возврата в нашу страну автосредств, ввезенных ранее на таможенную территорию Казахстана в нарушение национального таможенного законодательства.
Данным пунктом предусматривается, что возвращаемые автосредства не облагаются таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и иными платежами, связанными с перемещением их через границы сторон, при предоставлении документа, выданного центральным компетентным органом стороны и подтверждающего, что автосредство возвращают в рамках данного соглашения.
Отвечая на вопрос депутата Серика Кусаинова о том, каким образом в соглашении удалось избежать затрат, которые могут возникнуть в момент реализации закона на практике, глава МВД отметил, что действительно, когда шла работа над ратификацией, средства на возврат автотранспорта были предусмотрены, но практика показала, что особых затрат эта процедура не требует. Похищенные авто содержатся не на платных стоянках, а в райотделах. За своим похищенным автостранспортом владельцы, как правило, приезжают сами.
И вчера же депутаты Мажилиса взяли в работу проект законодательных нововведений по вопросам регулирования агропромышленного комплекса. Профильному комитету поручено приступить к работе над ратификационным законопроектом. Это поправки к Соглашению о займе между Казахстаном и Международным банком реконструкции и развития по автодорогам Юг – Запад.