От десятков кукол, выставленных в зале Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, невозможно оторвать глаз. Каждая – яркий образ с красноречивым именем: Инопланетянка, Графиня де Монсоро, Лесная нимфа, Кровавая Мэри, Хозяйка медной горы, Қыз Жібек, Кармен, Парижанка, Анаконда… Каждая – одна из граней многоликой женской души.
– Я люблю наблюдать, как наши дамы двигаются, разговаривают, кокетничают, строят глазки, – рассказала на вернисаже автор работ Елена Рыбальченко. – Все мы в душе принцессы, королевны и одновременно укротительницы, ведьмочки, стервочки. Иногда просто сценка на улице, запомнившееся лицо включают вдруг фантазию и подсказывают новую идею.
Свое хобби мастер только отчасти относит к такому популярному направлению, как авторская кукла. Дело в том, что Елена не придумывает своим персонажам внешность. Она берет фабричные Барби и с помощью нарядов и аксессуаров устраивает им полный апгрейд. Причем в завершенной работе, как правило, проявляется сходство с человеком, от которого поступил заказ.
– Я всегда говорю: сами выберите и принесите мне куклу, – пояснила мастер. – И потом учитываю еще пристрастия человека, характер. Смотришь на какую-нибудь скромницу закомплексованную, не верящую в себя. И когда работа готова, показываешь и слышишь: «Не может быть!» Нет, говорю, ты именно такая, красивая. И знаете, это работает!
В свое время Елена получила профессиональные навыки в Миргородском керамическом техникуме. Созданием карнавальных образов для Барби она увлеклась около 15 лет назад. Сейчас куклы Елены Рыбальченко, помимо Казахстана, живут в собраниях у коллекционеров России, Германии, Испании, Италии. Есть работы, созданные исключительно для себя, по настроению. Друзья с юмором называют их рыбками, а мастера – кутюрье для золотых рыбок. Все наряды изготавливаются только вручную: тонкой швейной иголочкой, из ткани, проволоки, бусин, стразов, декоративных и полудрагоценных камней. В каждый образ рукодельница, по ее словам, вкладывает частичку своей души.
– Я считаю, мои куклы действуют как оберег, – заметила мастер. – Можете проверить: найдите созвучную себе куклу и загадайте желание. Вот увидите – обязательно сбудется.
Как отметила искусствовед Тамара Быкова, авторская кукла – это одновременно и арт-объект, и скульптура малых форм. Само художественное направление зародилось на рубеже XV–XVI веков, когда для каждого экземпляра деревянной игрушки стали специально шить одежду. В конце XVII века в Париже открылся первый цех, где взялись изготавливать новый тип кукол в великолепных нарядах – своеобразные символы моды. Однако первой настоящей авторской куклой принято считать статуэтку французского художника Эдгара Дега Petite Danseuse («Маленькая танцовщица»), созданную им в 1881 году. С тех пор направление пережило немало взлетов, упадков и новых расцветов.
– Сейчас авторской куклой увлекаются во всем мире, – заключила искусствовед. – Создаются музеи авторской куклы, галереи. Много коллекционеров. Эти работы становятся не только украшением интерьера, они несут отпечаток души мастера. И в этом их очарование. Мастер подходит к творчеству с пониманием, что его работа принесет людям радость.