В 2017 году в Атырау была разработана Концепция развития городского общественного транспорта, рассчитанная на 3 года. Ее автор – доктор технических наук, профессор Казахской автомобильно-дорожной академии им. Гончарова Жумажан Жанбиров утверждал, что из-за отсутствия фискального контроля, экономической транспарентности пассажироперевозок в карманах водителей и кондукторов ежегодно оседает до 3 млрд тенге.
Эта сумма настолько шокировала власти, что было принято решение о разработке системы электронного билетирования. И уже с конца 2018 года ее внедрили.
Для координации работы общественного транспорта было создано специализированное предприятие «Атырау-Автопарк». На сегодня уже большинство автобусов обеспечено мобильными устройствами для билетирования. Однако не все население приняло данное нововведение, люди по-прежнему жалуются на низкое качество обслуживания, нежелание кондукторов выдавать билеты пассажирам, несоблюдение графика движения.
Напомню, главными целями властей стали систематизация и контроль денежного потока, получаемого от сотен тысяч пассажиров. Задача эта была возложена на еще одну структуру, созданную при городском акимате, – КГП «Смарт Атырау».
По словам директора КГП Адильбека Танкиева, внедрение электронной системы билетирования в Атырау призвано обеспечить прозрачность работы общественного транспорта. Ожидается, что благодаря ей увеличится не только качество обслуживания пассажиров, но и заработная плата водителей и кондукторов. Чтобы «черный нал» не уходил в их карманы, им обещали поднять заработную плату.
По заявлению координатора общественных перевозчиков, отныне они смогут зарабатывать до 300 тыс. в месяц, но при условии, что водитель не будет нарушать Правила дорожного движения. А кондуктор – исправно пользоваться системами электронного билетирования.
Сегодня пассажирам общественного транспорта Атырау доступны 9 различных видов платежей: наличными у кондуктора, банковской картой, с помощью Bluetooth, смартфона с NFC-приложением, SMS-уведомлением и по QR-коду. До конца года планируется присвоить QR-коды всем автобусам и запустить мобильное приложение SmartQala, с помощью которого можно будет производить другие виды оплат.
Электронное новшество рассчитано в большинстве на молодых людей, активно пользующихся новыми технологиями. Учитывая это, инициаторы проекта начали проводить семинары-тренинги в вузах региона.
Ежедневно первые две поездки студентам будут предоставляться бесплатно. Оплату же в полном размере – 80 тенге – начнут взимать с третьей поездки. Стоимость одной карты с нулевым балансом составит 300 тенге, сообщили в акимате.
В рамках проекта SmartQala за месяц принципам электронного билетирования были обучены около 60 тыс. атырауских студентов. Здесь, пожалуй, позитивная часть программы по электронному билетированию заканчивается.
Население в большинстве своем по-прежнему оплачивает проезд наличными, а кондукторы с валидаторами в руках попросту эти аппараты не используют. Что и выяснил недавний рейд с участием представителей компаний SmartQala, «Смарт ЖКХ» и журналистов.
На одной из остановок группа проверяющих вошла в автобус. Почуяв неладное, кондуктор тотчас вынула из кармана валидатор и принялась распечатывать билеты. Оказалось, их не получили пассажиры, которые сели за несколько остановок до этого. Когда проверяющие задали кондуктору вопрос, почему она не выдает билеты, женщина начала оправдываться, мол, аппарат все время «зависает», поэтому и не успевает распечатывать. Специалисты мобильной группы на месте проверили аппарат – он работал!
– Кондукторы обязаны заранее на конечной остановке распечатать билеты. «Не успеваю» – не оправдание. За невыдачу билетов будем их наказывать, отстранять от работы, – строго пообещал директор КГП «Смарт Атырау».
Представители мобильной группы проехали по различным маршрутам, и на большинстве из них кондукторы попросту саботировали электронное билетирование.