Автор отклика справедливо отмечает, что младшим школьникам необходимы навыки работы с компьютером. Они должны уметь искать, извлекать и использовать на практике информацию, активно используя цифровые технологии. В этом заключается суть учебной программы по предмету «Информационно-коммуникационные технологии» для начальной школы, которая разработана в полном соответствии с государственным стандартом среднего образования.
Большинство детей в этом возрасте (8–9 лет) в той или иной степени уже знакомо с компьютером. Задача нового школьного предмета и, в первую очередь, учителя – систематизировать стихийные представления и навыки, связать их с основными понятиями информатики и обучить грамотному использованию информационных технологий.
– Но готовы ли школы к внедрению нового предмета в начальных классах? – задает вопрос автор отклика. И сам же отвечает: – Как показала практика первых месяцев изучения ИКТ в третьих классах – не совсем.
Это, вполне естественно, вызывает озабоченность как самих педагогов, так и родителей третьеклассников.
Главная проблема – оснащенность школ компьютерами и бесперебойным качественным Интернетом. Если уж в столичной школе техники не хватает даже на один класс, то что говорить о провинции и аулах в глубинке. А ведь развитие информационно-коммуникационных навыков предусмотрено учебными программами практически всех предметов.
То есть в идеале компьютерами и Интернетом должны быть оснащены все школьные классы, а не только кабинет информатики.
Из этой проблемы вытекает следующая. Все мы знаем, с какой скоростью развивается компьютерная техника и как быстро она стареет, а вместе с нею и программное обеспечение. Поэтому учителя информатики жалуются на устаревшее оборудование, которое необходимо регулярно обновлять.
Да, несколько лет назад государство в рамках специальной программы обеспечило компьютерами и интерактивными досками все школы республики, однако поддержка этого оборудования, его обслуживание и обновление требуют колоссальных финансовых вливаний.
Следующий вопрос, заметно влияющий на качество знаний по предмету, – это количество учеников в классе. Согласно государственному стандарту образования при изучении ИКТ необходимо разделение учеников на группы при наличии в классе более 20 человек – в сельской школе и более 24 человек – в городской школе. К сожалению, это требование не всегда соблюдается. К примеру, в астанинской школе, о которой говорится в статье «Сеанс сильнее Кашпировского», в классе 40 учащихся, но на подгруппы их не разделили.
Причина банальна – нехватка учителей информатики, полагает автор учебников. По этой же причине ИКТ в младших классах зачастую преподают учителя начальной школы, что является нонсенсом. Регулярно проводимая Министерством образования и науки курсовая подготовка учителей информатики рассчитана именно на профильных специалистов.
Однако электронный учебник по любому предмету будет доступен учащемуся опять же при наличии ноутбука со стабильным Интернетом.
Таким образом, проблемы обучения ИКТ в начальной школе поднимают не только родители, но и автор учебника. Надеемся, профильное ведомство теперь быстрее обратит внимание на сложности преподавания, и они будут устранены, разумеется, при поддержке общества.