Свежий выпуск

Когда ипотека недоступна

В депутатском запросе вице-спикера Сената Аскара Шакирова и депутата Ляззат Сулеймен, озвученном на пленарном заседании Сената, подняты проблемы получения льготных ипотечных кредитов.

Депутаты обратили внимание Правительства на недоступность льготных ипотечных программ для уязвимых категорий граж­дан, а также недопустимость принудительного выселения граждан из единственного жилья без предоставления альтернативных вариантов.

Сенаторы отмечают, что в нас­тоящее время в очереди на получение жилья состоят около 530 тыс. человек, и ежегодно их количество увеличивается еще на 50 тыс. Пилотный проект «Шаңырақ», входящий в программу «Нұрлы жер», предусматривает ипотечное кредитование очередников на получение жилья в акиматах. Для получения кредита доход на каждого члена семьи не должен превышать 3,1-кратного прожиточного минимума (32 668 тенге) в месяц, что указывает на его адресность малоимущим слоям населения. Формой подтверждения доходов является выписка из пенсионного фонда за последние шесть месяцев.

– Как показывает практика, данная программа оказывается недоступна для уязвимых категорий граждан, в частности с ограниченными возможностями. Так, лица с инвалидностью 1-й и 2-й групп не могут получить доступ к льготному ипотечному кредиту ввиду отсутствия подтверждения их трудовых доходов. Эти граждане, как правило, не имеют возможности официально трудоустроиться и, соответственно, отчислять взносы в пенсионный фонд. Однако они могут иметь неофициальные доходы, которых достаточно для внесения первоначального взноса, но они не могут быть учтены, – сказала Ляззат Сулеймен.

Депутаты также отметили, что программа «7–20–25» без привязки к очередности и прописке нацелена на обеспечение жильем граждан, но уже с доходами свыше 3,1-кратного прожиточного минимума. Указанная программа является наиболее доступной для большинства казахстанцев, однако функционирует она только на первичном рынке жилья.

– Согласно требованиям найти жилье к моменту его ввода в эксплуатацию, как правило, бывает весьма затруднительным, так как рынок первичного жилья является объектом деятельности перекупщиков, выкупающих одновременно по несколько квартир для их последующей перепродажи. Граждане вынуждены приобретать жилье на условиях предварительного бронирования, которое требует от граждан дополнительных расходов и лишь после введения жилья в эксплуатацию оформлять ипотечный кредит по этой программе, – добавила депутат Сената.

В связи с этим сенаторы предлагают изучить возможность включения объектов вторичного жилья в программу «7–20–25».

Сенаторы также рассказали, что по программе «Баспана хит» предоставляется возможность приобретения жилья на вторичном рынке. Однако данная программа остается недоступной для многих граждан, чьи ежемесячные доходы ниже ­170–180 тыс. тенге ввиду высокой процентной ставки по кредиту (10.75%) и более меньшего срока предоставления займа (15 лет).

– Также существует проблема неправомерных действий на рынке жилья, связанная с деятельностью риэлторских организаций. Нередки случаи мошенничества, в том числе по причине недостаточного уровня правовых знаний населения. В настоящее время в Казахстане отсутствует должное законодательное регулирование риэл­торской деятельности. Этот вопрос требует качественного анализа и обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая риэлторские агентства, гражданское общество, уполномоченные органы и депутатов Парламента, – сказала Ляззат Сулеймен.

Кроме того, по словам депутатов, негативное влияние на со­циально-экономическую ситуацию в обществе оказывают случаи принудительного выселения граж­дан из единственного жилья.

– Подобный случай имел мес­то 1 сентября нынешнего года в городе Алматы, где частный судебный исполнитель совместно с группой лиц попытался принудительно выселить из единственного жилья многодетную семью. Видеозапись, распространенная в СМИ, вызвала широкий общественный резонанс и осуж­дение подобных действий. Как позднее выяснилось, решением Алматинского городского суда ходатайство упомянутой семьи об отсрочке выселения до 1 января 2021 года было удовлетворено. Однако частный судебный исполнитель данное решение суда проигнорировал, – заявила депутат Сената.

Сенаторы отметили, что сог­ласно Закону «О жилищных отношениях», при прекращении права собственности на жилье в связи с реквизицией, изъятием земельного участка для государственных нужд, сносом аварийного жилья собственники и члены их семей выселяются из данного жилья только с предос­тавлением другого жилья или выплаты компенсации. Однако в случае конфискации и обращения на взыскание жилища вместе с земельным участком в связи с долгами собственник и члены его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Законодательный запрет на выселение в вышеуказанных случаях предусматривается лишь в период отопительного сезона. По мнению депутата, в данном случае в качестве альтернативного жилья следует предусматривать предоставление мест в приютах для бездомных людей или со­циального арендного жилья без права выкупа.

Вице-спикер Сената Аскар Шакиров и депутат Ляззат Сулеймен в запросе указали, что перечень оснований для запрета на принудительные выселения должен быть всесторонне пересмотрен, также необходимо принятие превентивных мер, в частности усиление контроля банков второго уровня при предоставлении ипотечных займов гражданам с проведением тщательного анализа рисков и возможностей граждан по выплате ипотечного займа.

Автор:
Ербол Тишкамбаев
09:24 , 16 Октября 2020
0
539
Подписка

Популярное