При поддержке Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева, в июне 2011 г. стороны приняли Совместную декларацию о развитии всестороннего стратегического партнерства. В сентябре 2019 г. Президент РК К. Токаев и Председатель КНР Си Цзиньпин единогласно решили развивать казахстанско-китайские отношения вечного всестороннего стратегического партнерства, тем самым открыв новую историческую главу в двусторонних отношениях.
По моему мнению, торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и КНР является важной составляющей двусторонних отношений. В последние годы стороны активно продвигают вопросы упрощения процедур торговли и инвестиций, а также укрепляют сотрудничество в сферах промышленности, сельского хозяйства, высоких технологий, финансов, транспорта и логистика и т.д. Двустороннее инвестиционное взаимодействие стало новым драйвером развития экономик двух государств. В рамках сопряжения НЭП «Нурлы жол» и ОПОП запущены совместные промышленные проекты, которые эффективно повышают уровень индустриализации Казахстана, увеличивают количество рабочих мест, а также способствуют выходу казахстанской промышленной продукции на новые рынки.
Кроме того, Китай, в рамках содействия развитию стран Евразии, активно использует транзитно-транспортный потенциал казахстанских автомобильных и железных дорог, которые соединяют различные регионы Европы и Азии.
Между тем, считаю, что перспективными сферами казахстанско-китайского сотрудничества может стать «зеленая энергетика», поскольку Казахстан и страны Центральной Азии обладают серьезным потенциалом в данной сфере и привлекают для ее развития зарубежных инвесторов. Китай, обладая мощным научно-технологическим потенциалом и серьезными финансовыми ресурсами, а также являясь соседом для стран данного региона, мог бы стать перспективным региональным партнером по развитию «зеленой энергетики».
Другим перспективным направлением двустороннего торгово-экономического взаимодействия могли бы стать цифровые технологии, поскольку в Казахстане и Китае активно продвигаются национальные программы цифрового развития. Здесь наиболее интересными сферами развития могли бы стать технологии 5G, электронная коммерция, онлайн система государственных услуг, телемедицина, здравоохранение, образование и т.д.
Считаю также, что нашим странам необходимо развивать сотрудничество в сфере здравоохранения. В частности, мы бы могли бы совместно развивать медицинскую диагностику, совместные исследования и разработку новых видов лекарств, оборудования и методов лечения, а также стремится к созданию «Здорового Шёлкового пути».
Кроме того, казахстанско-китайское сельскохозяйственное сотрудничество имеет серьезные перспективы развития, поскольку Китай, являясь крупнейшим в мире рынком сбыта, может расширить импорт высококачественной органической сельскохозяйственной продукции Казахстана, которая пользуется популярностью среди китайских потребителей.
Полагаю, что в целях дальнейшего развития культурно-гуманитарного сотрудничества между нашими странами, нам необходимо активизировать контакты между «мозговыми центрами» и вузами двух стран.
В целом, считаю, что Казахстан под сильным руководством Елбасы Нурсултана Назарбаева и Президента Касым-Жомарта Токаева добился серьезных успехов в социально-экономическом развитии. Казахстан является политически и экономически стабильным государством, а также имеет растущее региональное и международное влияние. В этой связи, Китай, как хороший сосед и хороший партнер, рад этому.
В условиях продолжающейся глобальной пандемии «COVID-19» Казахстан активно борется с коронавирусом и его социальными и экономическими последствиями.
Восстанавливается производство, наблюдается дальнейшая оптимизация структуры национальной экономики, укрепляется потенциал для прогрессивного устойчивого развития.
Хотел бы отметить, что эксперты Шанхайской академии общественных наук положительно оценивают проводимые в настоящее время реформы в Казахстане.