Образование нельзя рассматривать отдельно от социально-экономической структуры общества, его культурных ценностей, национальных традиций, духовной основы. При этом необходимо учитывать и последние достижения науки и техники, педагогики, которые должны быть отражены в учебной программе и на ее основе – в учебной литературе.
За все время существования школьной урочной системы обучения человечество не изобрело более удобного средства, чем учебник, для последовательной передачи подрастающему поколению знаний, опыта, научных открытий. Не утратил он свою значимость и в наше время – эпоху развития и широкого использования компьютерных, аудиовизуальных и других новых средств обучения.
Миссия ученых и авторов учебников – создание созвучной современности учебной литературы, сохраняя ее национальный характер.
Возрастающее значение человеческого капитала и интеллектуализация основных факторов производства неизбежно ведут к переоценке приоритетов и ценностей образования. Процессы интеграции и глобализации, изменения в социальном заказе общества закономерно выдвигают новые требования к нему, и одной из составляющих процесса обновления содержания выступает обеспечение школ качественными учебниками.
Теоретической основой создания качественных учебников стало учебниковедение. Надо признать, что в Казахстане эта наука не получила пока должного развития ввиду того, что в советский период все учебники, кроме учебников казахского языка и казахской литературы, создавались в Москве.
Первая монография Аскарбека Кусаинова, Улыкмана Асылова «Оқулықтану. Өзекті мәселелері» была издана в 2000 году. В 2003 году она была издана в Москве под названием «Актуальные проблемы учебниковедения». Этой тематике также посвящены труды профессора Алмы Абылкасымовой, Михаила Рыжакова «Содержание образования и школьный учебник: методические аспекты», учебное пособие «Учебник как основа формирования системного мышления обучающихся» Бейбиткуль Каримовой, Нурымкуль Жетпеисовой, Тимура Галиева.
Ыбырай Алтынсарин писал: «Учебники, написанные для школ, по своему идеологическому содержанию и конкретным материалам должны быть основаны на богатом наследии родного языка и великой мудрости народа. Должны быть понятными и интересными для ребенка».
Ахмет Байтурсынов считал, что школа должна быть национальной, с родным языком обучения, а содержание образования должно перекликаться с духом народа, его обычаями, традициями, целями и желанием достичь свободы, получить современное образование. Этими требованиями он руководствовался, создавая «Букварь» (1910) и «Книги для чтения» (1912–1914). В тот период, кроме того, вышли книги Жусипбека Аймаутова, Мухтара Ауэзова, Xалела Досмухамедова, Магжана Жумабаева, Жумахана Кудерина, Алимхана Ермекова, Телжана Шонанова и других авторов, которые также придерживались этой идеи.
С 2016 года в нашей стране начался последовательный переход среднего образования на обновленное содержание. Подготовка современных учебников в соответствии с требованиями новой концепции предъявляет к авторам учебников множество новых требований.
Сегодня учебник – это учебная книга, отличающаяся использованием современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических подходов при конструировании содержания учебного материала. Причем это содержание должно стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творческой работе.
Учебник помогает учителю вместить в узкие рамки каждого урока основные знания, способствует их восприятию учащимися. В нем должны быть представлены учебные материалы (теоретический блок, творческие задания, практические работы, иллюстрации), необходимые для проведения урока. То есть результативность процесса обучения находится в непосредственной связи с учебной книгой.
Учебник не ограничивается простым изложением основ науки, ее законов и методов – и в этом его отличие от других книг. Приоритет для такой литературы – отбор функционально-значимых знаний в соответствии с целями обучения, методические формы и приемы изложения знаний.
Основные задачи современного учебника – мотивирование учащихся к усвоению знаний и развитию его способностей. Он состоит не только из содержания предмета, подлежащего усвоению по учебной программе, но также из материалов, помогающих ученикам самостоятельно получать дополнительные знания, обрабатывать и применять их.
Учебник должен создаваться с соблюдением принципа содержательной и методической целостности учебных материалов.
По мнению ученых, проводивших фундаментальные и прикладные исследования по теории и практике учебников, для их создания недостаточно только глубоких научных знаний. Автор должен быть человеком с широким кругозором, в совершенстве знать методические и дидактические требования к учебникам, понимать и учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Вместе с тем он должен обладать писательским мастерством, быть способным донести научные знания понятным языком.
При написании учебника необходимо обеспечить коррелятивность представленных основных, справочных и учебно-методических материалов, наличие основы для правильного восприятия и понимания терминов и понятий. Такая книга должна способствовать диалогу между учащимся и учителем, повышению познавательной активности учащихся к освоению новых знаний, развитию способностей учащихся к применению знаний в практических, творческих действиях, мотивированию к поиску и работе с дополнительной информацией.
Для создания качественных учебников необходимы квалифицированный отбор авторов учебной литературы, совершенствование качества научно-педагогической экспертизы, повышение квалификации экспертов учебной литературы, эффективность редакторско-методических служб издательств и действенность внутрииздательской экспертизы.
На основе проведенных научно-аналитических работ Академия педагогических наук Казахстана и РНПЦ «Учебник» совместно разработали новую систему критериев оценивания качества учебников путем оценки их дидактического аппарата и дидактических функций.
Оценка качества дидактического аппарата учебника определяется на основе оценки соблюдения основных требований к такой литературе, его структуры, содержания, аппарата организации усвоения, аппарата восприятия, аппарата ориентирования, иллюстративного материала, электронного приложения, эргономики, то есть по 9 позициям на основе 64 критериев.
Оценивание качества выполняемых учебником функций определяется на основе оценки координирующей, систематизирующей, информативной, мотивационной, развивающей, трансформационной, ценностно-ориентационной и воспитательной функций, функции самообразования и навигации, интегрирующей, контрольно-корректирующей функции учебника – по 10 позициям на основе 64 критериев.
Таким образом, на основе разработанной системы экспертиза учебника проводится по 19 позициям. Оценка каждой из них в отдельности дает возможность определить сильные и слабые стороны, качество дидактического аппарата и функций.
В настоящее время ведется работа по обучению экспертов на основе новой системы критериев. 25 июня текущего года в Нур-Султане был проведен обучающий семинар для экспертов учебной литературы на тему «Качество научно-педагогической экспертизы: анализ опыта и новые подходы к оцениванию».
Целью семинара было оказание практической помощи экспертам учебной литературы обновленного содержания для 11-го класса. Планируется проведение специальных курсов для повышения компетентности авторов и экспертов учебной литературы по изучению теории разработки учебников и практики оценивания их качества.
Для оценки результатов экспертизы на основе предметной и республиканской комиссии формируется пул экспертов, которые также будут обучены в рамках предусмотренных программ повышения квалификации.
Указанные меры будут способствовать созданию качественных отечественных учебников и, несомненно, повышению качества образования в целом по стране.