Свежий выпуск

Кадры для «цифрового предприятия»

В современных тенденциях основополагающим для развития предприятий становится не капитал, а специалисты, отвечающие вызовам глобальных технологических перемен.

Ответом на эти вызовы может быть только создание условий для эффективного развития и реализации человеческого потенциала. При этом будет недос­таточно только исполнительской компетентности, крайне необходимы будут лидерство и твор­ческий подход в решении сложных проблем производства, навыки обработки данных и сис­темные способности. Совершенно очевидно, что будущие специалис­ты должны будут работать по принципу проектного эксперта, обладающего фундаментальными базовыми компетенциями физико-математического образования, умеющего применять новейшие цифровые технологии и их методы (например, big date) и способные за короткое время решать задачи, на которые ранее уходили месяцы.

Глобальные задачи, которые ставят перед казахстанской экономикой вызовы Четвертой промышленной революции и нацио­нальные задачи, связанные с ускорением технологического развития страны, невозможно решить без активного участия в этом процессе технических университетов. Стремительная трансформация технологического уклада влечет за собой изменение кадровых потребностей индустрии, остро нуждающейся в инженерных кад­рах новой формации.

Президент страны К. Токаев в ежегодном Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» отметил: «Спрос на специалистов технической сферы в нашей экономике очень высок, однако возможности отечест­венного образования недос­таточны. Предприятия вынуждены приглашать соответствующих специалистов из-за рубежа. Нам нужно незамедлительно исправить ситуацию», а также ликвидировать «...оторванность программ подготовки кадров от требований времени и рынка труда».

Однако пока казахстанская высшая школа не поспевает за трендами мировой инновационной среды. Чтобы переломить эту ситуацию, нужны структурные изменения как в системе подготовки кадров, так и на уровне ее взаимодействия с государством и работодателями, когда крупный бизнес реально нуждается в конкурентоспособных специалистах, востребованных на рынке труда.

Если говорить конкретно об инженерно-технологическом образовании, то «информационный взрыв» и стремительные изменения в обществе, перманентное обновление техносферы предъявляют все более высокие требования к профессии инженера и к инженерному образованию. Сегодня наиболее конкурентоспособными окажутся вузы, способные готовить специалистов нового уровня – тех, кто сможет соответствовать требованиям «цифрового предприятия» и тем самым поддерживать экономический прогресс страны. При этом следует обратить внимание на программы обучения будущих инженеров. Нужны прак­тико-ориентированные курсы, после которых выпускники будут сразу готовы к работе.

Таким образом, сегодня уже назрела настоятельная необходимость скорейшей адаптации системы высшего образования и науки к вызовам промышленной революции. В этом контексте, отметив недостаточную активность бизнеса в вопросе интеграции с образованием, министр образования и науки РК Асхат Аймаганбетов заявил, что бизнес недостаточно включился в разработку образовательных программ вузов и колледжей.

В целях привлечения крупного бизнеса можно было бы, например, дать им привилегии в акционировании ведущих технических вузов, у которых имеется современное производство, базирующееся на конкурентоспособных технологиях. Кроме того, возможно предоставление бизнесу значительных преференций по налогам на сумму вклада, направленного на открытие (акционирование) вуза. Мы еще помним те времена, когда создавались вузы при крупных заводах, таких как, например, Темиртауский ВТУЗ и другие.

Для ускорения адаптации высшего технического образования к вызовам Четвертой промышленной революции необходимо в вузах с предпринимательским статусом 3.0 воссоздать классические научные школы с фундаментальным образованием, где они еще сохранились. Этот аспект требует тщательного мониторинга и анализа научных школ по коммерциализации научных разработок, стартап-проектов, в особенности по цифровым технологиям и прочее.

Назрела необходимость законодательно разрешить крупному бизнесу, имеющему инновационные производства индустрии 3.0 и выше, участвовать в акционировании вузов или создании собственных университетов для скорейшей адаптации вузов к вызовам промышленности. Причем при активном участии и непосредственной поддержке всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, научного сообщества и общества в целом.

В этом непростом вопросе нам следовало бы перенять передовой опыт России, где в 2015 году был запущен проект глобального технологического лидерства страны к 2035 году. В этот проект вовлечены вузы, отвечающие предпринимательскому статусу – университет 3.0. при учас­тии российских инновационных компаний РВК и АСИ. Сейчас они уже воссоздали научные школы с классическим и фундаментальным образованием, открыли центры Национально-технологических инициатив и начали выпускать специалистов будущего, опережающих время на 10–15 лет, что и является важнейшим условием адаптации к вызовам Четвертой промышленной революции.

В перспективе высшая школа способна занять ведущее мес­то в инновационном развитии страны. Технические университеты и инновационное развитие экономики Казахстана тесно связаны. Чтобы этот симбиоз приносил свои плоды, вузам и корпорациям, крупному бизнесу – потребителям инноваций следует работать сообща.

Цифровая революция приводит к тому, что все больше и больше производителей начинает испытывать нехватку специалистов нового уровня – тех, кто сможет соответствовать требованиям цифрового предприятия и тем самым поддерживать экономический прогресс страны.

Предприятия, задумывающиеся об эффективности и оптимизации своих производств, должны вкладываться в развитие не только имеющейся рабочей силы, но и в студентов. С другой стороны – и техническим университетам следует проявлять инициативу для коллаборации с производственными предприятиями для выявления потребностей, задач и вызовов, стоящих перед ними. Должна вестись совместная работа, чтобы наращивать резерв нового поколения профессионалов, удовлетворяющих требованиям цифровой эры. Именно благодаря совместным усилиям может быть создан фундамент для развития высоких технологий будущего.

Интеграционные и инновационные процессы, происходящие в НПП РК «Атамекен» и МОН РК, уверен, будут развиваться в контексте современных тенденций и перспектив, что станет значительным прорывом в интеграции казахстанского инженерного образования в мировое образовательное пространство. Только обеспечив развитие системы инженерного образования, наша страна сможет дать молодежи лучшее образование и достойный труд.

Автор:
Талжан Раимбердиев, доктор технических наук, профессор
10:33 , 20 Февраля 2020
0
595
Подписка

Читайте также

Популярное