К судьбе народа был небезразличен

1570
Игорь Прохоров

Многие запрещенные раньше имена выдающихся деятелей уже возвращены народу, однако осталось еще много людей, о судьбе которых не знают казахстанцы.

– В советское время изымали и уничтожили все, что было связано с именем Азимбая Лекерова, – рукописи, книги, фотографии, личные документы, – говорит Сауле Удербаева, исследователь его судьбы, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана КазНУ им. аль-Фараби. – Лишь благодаря воспоминаниям его супруги Халиды Елькибаевой и кропотливой работе дочери Айседоры Лекеровой в ранее засекреченных архивах удалось вернуть из забвения многие страницы жизни этого выдаю­щегося человека.

Азимбай Лекеров родился в многодетной зажиточной семье в ауле № 1 Дельбегетейской волости Семипалатинского уезда. В 1914 году окончил начальное, в 1918 году – Высшее начальное училище в Семипалатинске, прим­кнул к революционерам.

В феврале 1920 года 19-летний Лекеров получил мандат Военно-революционного комитета и направился в Зайсанский уезд Семипалатинской губернии для восстановления советской власти. Успешно, мирным путем выполнив задание, он был награжден маузером, стал работать инструктором Зайсанского уездного исполнительного комитета, вступил в ряды ВКП (б). В 1925 году стал председателем Актюбинского губисполкома.

Решал насущные проблемы

– В тяжелые для Казахстана годы разрухи Лекеров начал восстанавливать пищевую промышленность, организовал артели маслоделов, сыроваров, мукомолов, объединяя их в кооперативы, – рассказывает Сауле Удербаева.

По словам историка, архивные документы свидетельствуют, что на этом посту Лекеров решил многие насущные проблемы голодающей губернии. За время его руководства была увеличена доходность и товарность сельского хозяйства в 2,5 раза, расширена посевная площадь на 22%. Началось дорожное строи­тельство, стало развиваться животноводство, после джута и голода заметно улучшилось состояние народа. Однако заниматься приходилось не только хозяйственными вопросами.

К примеру, секретарь Актюбинского губернского комитета партии Беккер не придерживался установленной советской властью процентной нормы замещения штатных должностей представителями коренного населения. Лекеров не побоялся выступить против такого нарушения прав коренной национальности и поднял этот вопрос на бюро Краевого комитета партии.

Заявление Лекерова было рассмотрено первым секретарем Казкрайкома Филиппом Голощекиным. Бюро Казкрайкома постановило выработать резолюцию, указывающую на неправильность действий обеих сторон, предложив Беккеру и Лекерову сработаться и выполнить все партийные задачи. Контрольной комиссии было поручено обследовать национальную политику в Актюбинской губернии.

Лекеров не согласился на компромисс и подал второе заявление, после чего бюро приняло новое постановление ο продолжении коренизации аппаратов, обращая при этом особое внимание на качественный подбор кадров. Бюро, разделив позицию Лекерова, тем не менее придало ей националистическую окрас­ку; с этого времени отношения Лекерова с Голощекиным обострились.

К сожалению, заявления Лекерова не сохранились, но остроту вопроса подтверждает записка от 10 января 1927 года, направленная КазЦИКу председателем Актюбинского губернского исполнительного комитета Кошкуновым и ответственным секретарем Бендет, в котором говорится ο трудностях в деле коренизации административного аппарата.

В мае 1926 года этот вопрос вновь обсуждался на бюро Крайкома ВКП (б), метод процентной нормы был отвергнут как неправильный. Решено было готовить кадры через рабфаки, техникумы, вузы, советско-партийные школы.

Находясь на посту председателя Актюбинского губисполкома, Лекеров стал ответственным редактором газеты «Кедей – Беднота» – органа партийной и советской печати Актюбинской губернии.

В июне того года в газете была опубликована его статья ο бюджете губернии, в ней же поднимались вопросы ликвидации неграмотности и улучшения положения женщин.

Новое назначение

11 марта 1926 года решением бюро Казкрайкома Азимбай Лекеров назначается заведующим Главного политико-просветительного комитета Народного комиссариата просвещения
КАССР. По пятилетнему перспективному плану работы Главполитпросвета, разработанному под руководством Лекерова, предполагалось развертывание сети культурно-массовых учреждений, обращалось особое внимание на ликвидацию безграмотности среди казахских женщин.

Тогда же, понимая национальную ценность картин художника Николая Хлудова, Лекеров изы­скивает средства на их покупку для будущей Национальной картинной галереи.

В наши дни картины Хлудова действительно признаны нацио
нальным достоянием Казах­стана, что только подчеркивает прозорливость и дальновидность Азимбая Лекерова.

7 сентября 1926 года решением Секретариата Казкрайкома и приказом по Наркомпросу Лекерова назначили на долж­ность заведующего Главным управлением профессионально-технического образования и высших учебных заведений. Но уже 15 сентября Лекерова выдвигают на гораздо более важный пост председателя Центрального совета народного хозяйства Казахской АССР (КЦСНХ).

С первых дней руководства КЦСНХ внимание Лекерова было приковано к Центральному Казахстану, в котором вдали от оседлых пунктов и железной дороги заново рождалась горная промышленность.

Лекеров тогда писал: «Восстановление промышленности отстает от темпов Советского Союза, для его завершения требуется значительное время... Осуществление генерального плана зависит от двух условий: вложения капитала и наличия транспорта. Своими силами и средствами Казахстан не преодолеет эти объективные условия, поэтому он должен рассчитывать на помощь Союза. На 7-м году существования республики мы должны сказать: «Все за индустрию, за промышленный Казахстан!» (газета «Советская степь» от 4 октября 1926 года. Ныне – «Казахстанская правда»).

Восстановление промышленности шло медленно, поскольку капиталовложения направлялись преимущественно на подъем сельского хозяйства и на работу предприятий, дававших сырье центральным районам Советского Союза. На начало индустриализации 80% валовой продукции Казахстана приходилось на сельское хозяйство.

До передового уровня

– Свои экономические работы 1926–1927 годов Лекеров посвящает вопросам промышленного развития Казахстана до уровня передовых районов Советского Союза, – говорит Сауле Удербаева. – Чтобы сделать скачок от кус­тарной промышленности к индустриальной, Казахстан должен был восстановить предприятия, разрушенные в годы революции и гражданской войны, вернуть к жизни бездействовавшие медеплавильные заводы (Карсакпайский и Спасский), угольные бассейны (Байконурский, Карагандинский), медные рудники (Джезказганские, Успенско-Спасские), рудники Риддерского и Сокольного месторождений, золотодобывающую промышленность.

По ее словам, особого внимания заслуживает пояснительная записка Лекерова к «Пятилетнему перспективному плану развития промышленности Казахстана», где подробно представлена сырьевая база Казахстана как основа перспективного развития народного хозяйства. Это прежде всего животноводство и земледелие (пшеница, хлопок, кенаф, масличные культуры, сахарная свекла) и недра, где выявленных месторождений полезных ископаемых было около 1 000, в том числе цветных металлов – 600.

В записке были даны экономическая характеристика отраслей промышленности и динамика их роста на пятилетие, прирост населения, его покупательная способность, производство продукции по годам, движение зарплаты и рабочей силы.

3 октября 1926 года на заседании Совета народных комиссаров (СНК) КазАССР Лекеров внес ряд предложений, по которым уже 7 октября того же года было принято два постановления.

Согласно первому создавалось акционерное «Сырьевое, торгово-заготовительное, экспортно-импортное общество Казах­стана», деятельность которого привела к росту скотоводства в нашей стране.

Вторым создавался отдел долгосрочного кредитования промышленности при Казахском отделении Промышленного банка, что, бесспорно, сыграло свою роль в восстановлении и развитии индустрии казахского края.

Председателю КЦСНХ, члену правительства республики Лекерову СНК поручил рассмотреть необходимость развития каменноугольной промышленности в Казахстане, находившейся тогда в ведении трестов общесоюзного значения, сети маслобойных заводов, электрификации отдельных районов республики и других важных промышленных объектов.

В результате 19 января 1927 года Лекеровым был представлен Казкрайкому ВКП(б) проект первого «Пятилетнего перспективного плана развития промышленности Казахстана».

Изменить менталитет

Лекеров, решая важнейшие социально-экономические задачи казахского края, не забывал приобщать казахскую молодежь к учебе, к знаниям, чтобы изменить ее менталитет, поднять культурный уровень, подготовить собственных высококвалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства республики.

Его особым вниманием и поддержкой пользовались 36 казах­станских студентов, которые были направлены на учебу в Москву (экономический факультет МГУ, Институт народного хозяйства, Горная академия, Сельскохозяйственная академия), Ленинград (Политехнический институт), Томск (Технологичес­кий институт).

Председатель КЦСНХ писал народному комиссару просвещения КазАССР: «…состав студентов, указанных в списке, без согласования с КЦСНХ прошу не менять».

Лекерову была небезразлична судьба тех, кто был направлен на учебу, и он держал под личным контролем своевременное перечисление им стипендий, чтобы студенты не голодали.

Талантливых, стремящихся к знаниям, изобретательству молодых людей он также не оставлял без внимания. Например, в архиве сохранилась записка, в которой Лекеров просил наркома просвещения направить на учебу в вуз талантливого казахстанского ученика Родионова.

– Азимбаю Лекерову были свойственны высокая организованность, решительность, принципиальность в контексте жизненных целей. Он имел свое мнение, был верен своему делу, долгу, убеждениям и с присущим ему достоинством выполнял возложенные на него обязанности, – говорит Сауле Удербаева. – Всего восемь месяцев Лекеров возглавлял Центральный совет народного хозяйства Казахстана. Но с каким организаторским талантом, стальной логикой, аналитическим умом, пониманием реальных проблем экономики и знанием возложенных на него обязанностей он работал!

Созданный им первый пятилетний план превращения сельскохозяйственной страны в промышленную державу стал первым этапом индустриализации Казахстана. А написанные им экономические работы по индустриализации стали взглядом в завтрашний день Казахстана.

В июле 1927 года Лекеров уезжает на учебу в Москву. На учебу он просился с 1924 года, неоднократно подавал заявления, но ему отказывал Краевой комитет партии: «…за неимением замены в настоящее время в откомандировании в вуз Лекерову отказать…»

Как член КЦИКа и кандидат в члены ЦИК СССР с правом решающего голоса Лекеров принял активное участие в работе V Всекиргизского съезда советов 15–19 апреля 1925 года, восстановившего правильное историческое название народа и республики: казахский народ, Казахская Рес­публика.

В 1927–1928 годы Лекеров – слушатель лекторских курсов при Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) им. Сталина, который готовил советские и партийные кадры.

С 1928 по февраль 1932 года – слушатель Экономического института красной профессуры (ЭИКП), по окончании которого он получил специальность «экономист-плановик». Его оставляют работать в Москве, но он отклоняет это предложение и возвращается в Казахстан, в новую столицу – Алма-Ату работать первым заместителем председателя Госплана респуб­лики. Между тем обстановка в Казахстане в те годы была катастрофическая.

Противостояние

Айседора Лекерова сохранила воспоминания своей мамы Халиды Елькибаевой о «Письме пяти», подписанном видными государственными и общественными деятелями Казахстана тех лет – Мусреповым, Габдулиным, Давлетгалиевым, Алтынбековым, Куанышевым.

Халида Елькибаева рассказывала, что Азимбай был инициатором текста письма Сталину о голоде и массовой гибели казахов в результате насильственной коллективизации и перевода их на оседлый образ жизни. События хорошо сохранились у нее в памяти, поскольку проходили с ее участием на даче Госплана: «Собралось человек двенадцать. Муж под письмом не подписался. Ведь в тексте приводились сек­ретные цифры и факты, которые были известны только ему, как первому замес-тителю председателя Госплана. Однако письмо даже не успели отправить. Кто-то доложил о его содержании первому секретарю Казкрайкома ВКП (б) Филиппу Голощекину. Над мужем устроили судилище, хотели исключить из партии, но затем ограничились вынесением партийного выговора с предупреждением. Азимбай вернулся домой подавленный. Сел на стул и зарыдал как ребенок. Все твердил: «Как можно за правду, за желание предотвратить голод и гибель людей наказывать человека?»

В 1933 году Голощекина убрали с должности главного коммуниста республики, его место занял Левон Мирзоян. Он снял с Лекерова выговор и просил продолжить работу директором в Казахстанском научно-исследовательском институте марксизма-ленинизма. Однако позднее в записке Сталину Мирзоян указал Лекерова среди участников разветвленной национал-фашистской организации, связанной с правыми и троцкистами. Среди названных: Дивеев, Кенжин, Кошенбаев, Джаманмурунов, Султанов, Тог­жанов, Гатаулин и многие другие. Все они занимали высокие посты в республике.

По обвинению в национал-фашизме в Казахстане тогда было арестовано более 400 человек – работников промышленности, транспорта, различных учреж­дений. Лекерову не простили жесткой позиции во время голода, его противостояния в кад­ровых вопросах.

В определении Военной коллегии Верховного суда СССР от 1957 года было указано: «Лекеров осужден необоснованно». Но об этом родные узнают только в 1993 году, когда откроется часть документов секретных архивов.

Популярное

Все
Посвящается поэту и гражданину
Не только ужесточение, но и упрощение. На законодательном уровне совершенствуют отношения в области миграции
Казахстан – не проходной двор
Что связывает Пушкина с областью Абай?
Как сохранить любовь после многих лет совместной жизни?
Экспонаты ожили
Казахстан обыграл Польшу и сохранил место в элите хоккейного ЧМ
Отечественные инвесторы намерены соединить «Шымбулак» и «Ой-Карагай» канатной дорогой
«Тайник-KZ» стал брендом
В Астане состоялся симпозиум в честь векового юбилея Героя Советского Союза, Халық Қаһарманы первого министра обороны Казахстана генерала армии Сагадата Нурмагамбетова
Народный губернатор всегда помнил о своих корнях
Палитра цвета и настроений
Мужская и женская сборные Казахстана стали победителями международного турнира Elorda Cup
Первооткрыватель и звезда первой величины в науке
Служил профессии, чтил силу слова
В QFL сменился президент, а в Премьер-лиге всех продолжает удивлять «Елимай»
Если манкуртом стал бизнесмен
Солнце заряжает смартфон
Синергия стратегического партнерства для устойчивого развития страны
Копилка олимпийских лицензий пополнилась
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Будущее – за казахским языком
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Героями стали в двадцать лет
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Ни проехать, ни пройти
Аким Атырауской области рассказал о развитии Кульсары
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
Одно громкое «доколе»?
Анастасия Куценко из Кокшетау утверждает: казахский язык не так сложен в изучении, как поначалу кажется
Без стабильно работающей техники не выполнить ни одну боевую задачу
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Ветеранам – везде почет
Штурмовики идут в бой с пехотой
Почти 400 фильмов создали в Казахстане за прошлый год
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Успех летчика куется на земле
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области

Читайте также

Контрафактная продукция изымается из оборота
Иностранцы 3 126 раз нарушали миграционное законодательство
Копилка олимпийских лицензий пополнилась
Солнце заряжает смартфон

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]