Экспозиция интересна тем, что музей впервые выставил фрагменты шелкового церемониального костюма кочевой аристократии Шагатаидов XIII–XIV веков. Они были обнаружены во время раскопок погребения у поселка Шенгельды в Алматинской области. Костюм украшали пояс, 2 ажурные золотые сабельные обоймы, золотые бляшки в виде розеток, в которые были вставлены вращающиеся кольца. А еще там были найдены изображение дракона, вырезанного из листового золота, пиршественная чаша с сохранившимся носиком-сливом и поясная чаша в виде полусферы с фестончатой ручкой. Это погребение сегодня считается самым богатым в Семиречье среди захоронений монгольского периода.
Научный сотрудник музея Ольга Мякишева напомнила, что истоки казахской государственности закладывались во время Таласского курултая 1269 года, по итогам которого улус Жошы обрел независимость. На этой исторической встрече главы улусов Жошы, Чагатая и Угедея признали друг друга суверенными правителями. Таким образом они положили конец единой империи Чингисхана. А улус Жошы (он же Улуг Улус – Великий Улус, он же – Золотая Орда) окончательно стал самостоятельным и сыграл ключевую роль в истории государственности Казахстана.
Золотая Орда оказала огромное влияние на становление государственности и других народов Евразии, усилив связи и торговлю между прежде далекими народами и племенами, распространив новую для того времени систему почтовой службы и создав, говоря современным языком, инфраструктуру для торговых караванов и дипломатических миссий. Главное – стали утверждаться идеи централизованной власти и единой структуры государственности в послемонгольскую эпоху.
В Золотой Орде развивалась оседлая жизнь, появлялись города, караван-сараи, крепости. Заметным городским центром Казахстана того периода называют город Сарайшык, где чеканили свои монеты. Монетные дворы имели и другие города – Отырар, Тараз, Испиджаб, Сыгнак, Ясы. На некоторых монетах можно увидеть изображения родовой тамги: лук и квадрат – на лицевой стороне и фигуру льва – на оборотной. С целью прекратить анархию в денежном обращении в Золотоордынской империи ввели единые динары (с низкой пробой – 50–60% золота). Любопытна монета Жанибек-хана с надписью «Султан справедливый» на древнеуйгурском языке. На другой монете хан Хызыр к «Султану справедливому» добавил «Да продлится его царствие». Всего в экспозиции выставили серебряные и медные монеты 25 монетных дворов не только улуса Жошы, но и других государств XIII–XIV веков.
Интересны также религиозные представления того времени. Среди кочевого населения господствовало тюрко-монгольское тенгрианство, и это ничуть не мешало развиваться христианству и исламу. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кипчакским населением Улуг Улуса. Наряду с тенгрианством, исламом и христианством, люди поклонялись зороастризу и буддизму. В итоге предпочтение стали отдавать мусульманскому Востоку, у которого активно заимствовали ремесла, архитектуру, строительство бань, изготовление изразцов, расписной посуды, астролябию, арабскую геометрию и другие науки.
А еще восточные нравы и вкусы, более изощренные, чем у суровых, неизбалованных кочевников. О стремлении к тонким линиям и изяществу свидетельствуют амулет из сердолика, украшенный вязью «О, Аллах», зеркала, пряжки и перстни из серебра, шахматные фигурки, фрагменты ткани, расшитой яркими красками природы.
Всего экспонировалось около 300 артефактов, относящихся к XIII–XIV векам. Среди них – снаряжение воина с мужским поясом, украшенным металлическими вставками, колчаном с наконечниками стрел. Здесь же – мечи, детали конской упряжи. Раздел, посвященный Шелковому пути, представил предметы из других стран, найденные в золотоордынских городах Казахстана.
Следующий раздел, рассказывающий о культовой архитектуре, украсили макеты и архитектурные фрагменты из городища Сарайшык, мавзолея Жошы-хана, Алаша-хана, Болган-ана и Ходжи Ахмета Яссауи.