– В Послании народу Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что в 2018 году объем госзакупок составил 4,4 трлн тенге, из которых 3,3 трлн тенге (75%) осуществлены неконкурентным способом из одного источника, – говорит Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК. – Необходим переход к другим способам закупа: проведению тендеров, конкурсов, в которых смог бы участвовать малый и средний бизнес. Видимо, для этого необходимы соответствующие изменения в финансовом, налоговом законодательстве Казахстана.
Пока же есть случаи, когда организаторы закупок необоснованно отклоняют конкурсные заявки предпринимателей, устанавливают дополнительные требования, нарушают порядок осуществления закупок, неверно проводят расчет, необоснованно выбирают поставщиков, проталкивая в победители «свои» компании.
Ситуацию усугубляет непрозрачность работы части конкурсных комиссий. В них не приглашают средства массовой информации и экспертов, что создает благоприятную почву для злоупотреблений.
Между тем для коррупции в госзакупках некоторые их участники находят массу лазеек. К примеру, госпредприятие снабжает «своего» поставщика дополнительными соглашениями. Для начала проводится закуп на 100 тыс. тенге, а позже госзаказ увеличивается на более внушительную сумму. Никому же не интересно сначала участвовать в конкурсе с мизерным объемом, вот тут-то, на первом этапе, когда интереса нет, и выходят «свои» поставщики, которых определяют победителями. Потом с ними составляют солидные допсоглашения на миллионы тенге. Сейчас эту лазейку прикрыли. Допсоглашения можно заключить только в рамках экономии первоначально заявленной суммы тендера. К примеру, заявленная сумма – 100 тыс. тенге, а победитель предложил 30 тыс. Позже допсоглашение можно заключить только на оставшиеся 70 тыс. тенге. Однако остается множество других, как говорил Остап Бендер, «относительно честных» способов свести закуп к одному источнику, причем аффилированному. Их в арсенале некоторых недобросовестных конкурсных комиссий предостаточно.
По словам экспертов, необходимо создать условия, при которых проведение прозрачных госзакупок на конкурентной основе станет экономически целесообразным и выгодным. Но как этого достичь на деле? Может быть, попробовать вести торги на нейтральной площадке, к примеру, на бирже-посреднике, которая не будет делить потенциальных поставщиков на своих и чужих, зато обеспечит эффективность закупа? Или же платить премии конкурсной комиссии, не применившей там, где это было возможно, способ из одного источника?
Словом, поле деятельности ученым-экономистам для выполнения поручения Президента по обеспечению прозрачности госзакупок открывается большое.
– Пока же, – продолжает Айман Жусупова, – сложившаяся практика осуществления львиной доли закупок способом из одного источника, по сути, приводит к снижению конкуренции и монополизации рынков. Безусловно, данный факт должен быть взят на контроль Правительства, закупки должны осуществляться транспарентно, что не только, как выразился Президент, «закроет «кормушку» для чиновников и разного рода «прилипал», но и послужит большим подспорьем для развития малого и среднего бизнеса в стране.
Итак, где это действительно нужно, от закупа способом из одного источника нужно уходить, обеспечивая развитие конкурентной среды.
Доступ к участию в госзакупках на конкурсной основе означает для малого и среднего бизнеса возможность устойчивого развития. Появится надежный рынок сбыта товаров и услуг для государства, стабильный источник финансирования производства.
В свою очередь, оживление МСБ благодаря участию в госзакупках приведет к созданию новых рабочих мест.
– На сегодняшний день проблема безработицы в Казахстане, которая зачастую носит скрытый характер, стоит достаточно остро, – говорит в связи с этим Айман Жусупова.
Как считает эксперт, наиболее эффективный путь борьбы с ней, взятый на вооружение многими странами, – именно развитие малого и среднего бизнеса, на который и в нашей стране возлагают столь большие надежды.
Развитие МСБ через упрощение доступа к государственным закупкам также должно опосредованно помочь решению проблемы чрезмерной закредитованности населения, о которой Президент также говорил в Послании.
– Зачастую граждане-должники в силу неспособности погасить имеющиеся кредитные задолженности берут новые кредиты. В условиях отсутствия роста доходов подобная ситуация чревата резким ускорением массы неплатежей, валом не только личных банкротств, но и банковским крахом, – напоминает Айман Жусупова.
Другой причиной закредитованности граждан эксперт называет тот факт, что банки зачастую выдают кредиты, не обращая внимания на платежеспособность заемщиков. Подобного рода политика – возможность легкого получения кредитов в мировой практике уже приводила к тяжелейшим финансовым потрясениям, в частности, разорился один из старейших американских инвестиционных банков Lehman Brothers, произошел обвал на бирже, приведший к затяжной мировой рецессии.
По словам эксперта, только лишь ужесточение кредитной политики полностью не исправит ситуацию. Закредитованность населения кардинально не снизится даже после резкого роста требований к заемщикам. Напротив, в этой ситуации вероятен быстрый подъем черного рынка кредитования, несущего в себе угрозы непрозрачной долговой нагрузки, преступности и социальной напряженности.
– То есть необходимо не ограничивать доступ населения к кредитам, а решать проблемы недостатка доходов граждан – одной из реальных причин закредитованности, – утверждает Айман Жусупова.
К числу наиболее прагматичных точек зрения на решение этой проблемы относится необходимость системных реформ, в числе которых улучшение предпринимательского климата, защита частной собственности, обеспечение независимости судей, развитие человеческого капитала. Эти меры однозначно приведут к росту бизнеса и созданию новых рабочих мест со стабильными зарплатами.
Конечно, при этом нельзя забывать, что одной из причин чрезмерной закредитованности является финансовая неграмотность и легкомысленность части населения, бездумно бравшей потребительские кредиты. Однако с мнением экспертов можно согласиться: нужно сосредоточиться не на ограничении доступа населения и предприятий к кредитам, что приведет к застою экономики, а на развитии малого и среднего бизнеса, в том числе через его участие в прозрачных госзакупках.