Как известно, летом 2020 года в силу вступили поправки по вопросам защиты прав потребителей, разработанные Министерством торговли и интеграции. Однако, как показала практика, при их применении возникли определенные трудности.
По словам председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскара Тынысбекова, во-первых, несовершенным оказался трехступенчатый механизм защиты, в связи с чем решено внести изменения в норму закона, исключив лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту.
Во-вторых, внесенные поправки не охватывали все виды нарушений прав потребителей: в самом законе уже значительно расширился перечень обязанностей продавцов, а в КоАП предусмотрены лишь два состава административных правонарушений. Сейчас ведется работа по передаче в подведомственность уполномоченного органа рассмотрение административных дел еще по двум составам нарушений.
Ну и третья недоработка – общественный контроль показал себя неэффективным инструментом. Как выяснилось, задумка не оправдала себя по причине отсутствия у контролеров, членов общественных объединений потребителей права проведения контрольного закупа образцов товара для оценки его безопасности и качества.
Ко всему прочему обрисовались проблемы и в действующей правоприменительной практике в электронной торговле: потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через Интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в Сети.
Изменить создавшееся положение предложили те самые общественники: ими предложено распространить базовые принципы закона на область финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг, не предусмотренных действующим документом.
Проблематику подтверждают и результаты социологического исследования. Наиболее проблемными для потребителей являются медицинские услуги (их качеством не удовлетворено 46% опрошенных), а также – транспортные (43% недовольных респондентов), образовательные услуги (тут процент недовольных тоже выше 40). Более трети (36% опрошенных граждан) жалуются на качество услуг связи. При этом стоит учитывать, что не у всех потребителей есть возможность пожаловаться на, например, «горячую линию», а кто-то и вовсе не знает, что это можно сделать.
Общественные объединения потребителей предлагают законодательно урегулировать вопросы финансирования этих отраслей, создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки, расширить механизм общественного контроля, вернуть ранее (до 2010 года) существовавший механизм по начислению общественникам вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителям.
На сегодня комитетом разработан проект концепции ко второму пакету поправок в законодательство по вопросам защиты прав потребителей. Он предусматривает законодательную основу для функционирования Единой общенациональной некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве, что приведет к консолидации общественных объединений по всей стране в одну материально и нормативно укрепленную неправительственную организацию, имеющую национальный статус.
Кроме того, поправками предлагается внедрение института омбудсмена. По словам председателя Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскара Тынысбекова, омбудсмен станет гласом народа и общественных объединений, доводящим до первых лиц государства информацию о существующих проблемах и нарушенных правах потребителей.