Музей представит российскому зрителю часть лучших образцов из коллекции национального искусства Казахстана 1960–1970-х
годов. Экспозиция готовится в рамках государственного проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
В 30–50-е годы ХХ века, как и везде в СССР, в Казахстане бурное развитие получил социалистический реализм. Но в конце 60-х о себе заявила группа молодых талантливых художников, которая пошла по собственному пути. Они стремились создавать исконно национальные принципы художественной школы. И зачастую отказывались идти на компромисс с нормами идеологического и агитационного искусства. Неудивительно, что в наследие шестидесятники оставили передовые для своего времени картины, признанные ярчайшими в истории культуры страны. Так они заявили о самобытной национальной художественной школе Казахстана.
Их условно называли и шестидесятниками, и неформальными академиками: это Салихитдин Айтбаев и Шаймардан Сариев, Абдрашит Сыдыханов и Токболат Тогузбаев, Бахтияр Табиев и Жанатай Шарденов, Тулеген Досмагамбетов и Вагиф Рахманов, Сахи Романов и Марат Айнеков и другие. Их работы особенно ценны в плане самоидентификации национального изобразительного искусства, они создавали свой язык и стиль.
– Глава государства подчеркивает, что особое отношение к родной земле, ее культуре, традициям – это важнейшая черта патриотизма, основа культурно-генетического кода нации, – говорит директор музея им. А. Кастеева профессор Гульмира Шалабаева.
Возглавил движение шестидесятников Салихитдин Айтбаев, чья работа «Счастье» стала одним из крупных открытий на Всесоюзной выставке молодых художников в московском «Манеже» в 1966 году. Спустя 53 года картину, которую искусствоведы называют программным произведением для последующих поколений, вновь покажут в Москве. В ней емко выражена идея национального мировосприятия. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания Салихитдин Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов, – «Счастье», «Молодые казахи», «Гость приехал».
В работах его предшественника Али Джусупова и сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева также наблюдается активный творческий поиск. Этим мастерам свойственны декоративность цветовых сочетаний, восприятие силы и энергии традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака», как и других живописцев и скульпторов, произведения которых повезут в Москву, выгодно отличает искренняя увлеченность изображением традиционной жизни казахского народа.
Особняком в этом ряду стоит романтический пейзажист Жанатай Шарденов, сумевший мастерски передать свою любовь к красоте родной природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, найдя таким образом свой, не похожий ни на кого оригинальный стиль.