Эффективный инструмент успешно применяется в развитых странах ЕС, в США, Бразилии, Китае. Страны – участницы Евразийского экономического союза также накопили определенный опыт, и сейчас важно синхронизировать их действия. Площадкой для этого стал международный форум, посвященный цифровой маркировке и прослеживаемости товаров, организованный в Астане АО «Казахтелеком» при поддержке министерств индустрии и инфраструктурного развития и финансов.
– В нынешнем году мы будем отмечать пятилетие нашего интеграционного объединения. Благодаря совместным усилиям по стимулированию торговли, устранению барьеров, стандартизации институциональной среды созданы новые и расширены существующие механизмы роста экономик, что способствовало их высоким темпам роста, – отметил, открывая форум, первый заместитель Премьер-министра РК Аскар Мамин.
По его словам, на фоне продолжительной мировой и региональной волатильности рынков объем внешней торговли Казахстана за 11 месяцев 2018 года достиг 85 млрд долларов, рост составил более чем 20%. В том числе экспорт увеличился на 27%, импорт – на 11,1%.
Повышенные показатели экономической активности и уровня доходов населения привели к усиленным темпам роста взаимной торговли стран ЕАЭС. Объем внешней торговли достиг 684 млрд долларов.
Одним из ключевых инструментов наращивания торгового оборота с третьими странами становится механизм зон свободной торговли. Вместе с тем на рынке нарастает потенциал для волатильности, международные финансовые институты прогнозируют снижение объемов мирового товарооборота. На фоне ужесточения денежно-кредитных условий наблюдается устойчивое сокращение пространства для инвестирования.
– В связи с этим нам необходимо усилить сотрудничество. Дополнительную актуальность приобретает введение на пространстве ЕАЭС системной маркировки и прослеживаемости товаров, – подчеркнул Аскар Мамин. – Борьба с оборотом нелицензированной продукции является практически незадействованным до сегодняшнего дня механизмом создания дополнительного пространства для развития отраслей экономик наших стран, сокращения издержек отечественных производителей, наращивания базы по расширению доходной части госбюджета и повышения уровня благосостояния граждан.
Согласно данным ОЭСР за 2016 год, валовой объем мирового импорта контрафактной продукции составил около 500 млрд долларов. Эти процессы влияют на фискальные возможности всех стран. Только налогов ежегодно они недополучают в сумме около 100 млрд.
Совершенствуется технологическая оснащенность недобросовестных производителей, продукция ненадлежащего качества охватывает все ценовые сегменты, отметил Аскар Мамин.
Повсеместное внедрение маркировки и прослеживаемости товаров – один из основных трендов внешней и внутренней торговли на протяжении последних 10 лет. Следующее десятилетие перечень групп, подлежащих маркировке, достигнет 70–80% всех наименований товаров.
Лидером маркировки является Евросоюз, где система отслеживания продуктов питания и кормов была запущена еще в 1979-м и обновлена в 2014 году. В результате сокращен объем «серого» рынка, расширена доходная часть бюджета, добросовестный бизнес возвращает недополученную выручку и наращивает продажи.
– Благодаря общим усилиям ЕАЭС успешный тренд становится реальностью и в наших странах. Заложена необходимая правовая основа, есть успешные примеры реализации инициативы. Например, пилотный проект по маркировке меховых изделий повысил объем налогов на 40%. При этом нужно понимать: только однопроцентное сокращение объема контрафакта приведет к высвобождению пространства для легального бизнеса объемом до 100 миллионов долларов, – сказал первый вице-премьер. – Совместный комплексный подход будет иметь мультипликативный эффект для экономик наших стран. Государства достигнут сокращения теневой экономики, увеличения налогов, а потребители получат гарантии безопасности, бизнес – равные условия конкуренции, сокращение издержек, расширение пространства для легальной предпринимательской деятельности.
О выгоде для всех участников процесса говорила и министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина. В феврале прошлого года принято соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. В каждой из пяти стран начинает внедряться система маркировки, правда, с разной скоростью и на разные товары, и важно, чтобы эти системы, развиваясь по национальным правилам, не стали барьерами для движения товаров в ЕАЭС.
– Для этого мы договорились об общих принципах. Первый – маркировка должна быть не самоцелью, а инструментом создания прослеживаемости товаров. Второй принцип – марка (контрольный знак) обязательно должна быть машиночитаемой и взаимочитаемой. Маркировка призвана обеспечить добросовестному бизнесу выравнивание конкурентных преимуществ, особенно в тех товарных «нишах», где теневой оборот настолько велик, что добросовестному бизнесу осуществлять свою деятельность становится невыгодно, – отметила Вероника Никишина.
По ее мнению, нужно создавать не только технологии маркировки, но и систему контроля правоприменения. Чтобы добросовестный бизнес не оказался в невыгодной ситуации просто потому, что процесс никак не контролируется.
Министр ЕЭК также сообщила, что в России и Казахстане запущены пилотные проекты по маркировке табака, лекарств и обуви. К слову, в Беларуси маркируются уже 30 товарных категорий. Маркировка здесь внедрена еще с 2005 года, но, как рассказал заместитель министра по налогам и сборам РБ Владимир Муквич, используемые ранее технологии устарели и требуют усовершенствования.
– Новый шаг в маркировке расширяет круг решаемых вопросов: теперь это не только защита фискальных средств, но и создание условий для бизнеса – защита от подделок, обеление рынка, создание новых механизмов логистики, дополнительных информационных сервисов. Мы планируем на основе прошлогоднего соглашения пересмотреть внутренние подходы, – сообщил представитель Беларуси. – В нынешнем году сконцентрируем усилия на двух проектах: по маркировке обуви и ювелирных изделий и готовы применить систему кодирования и идентификации товаров. Но необходимо найти баланс национальных интересов и заложить правовую основу, чтобы пилотные проекты могли гарантировать бизнесу безбарьерное движение товаров.
А такие опасения, как выясняется, есть. Так, замминистра экономики Кыргызстана Дастан Кадыров высказал настороженность в связи с введением российской стороной с 1 июля маркировки на обувь.
– В целом мы поддерживаем легализацию товаров, лишь бы не было барьеров для их перемещения, – подчеркнул он.
– Соглашение – важный шаг, чтобы двигаться вместе и строить эту систему. Мы призываем двигаться более активно и готовы делиться опытом, – сказал в свою очередь заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных.
Он вновь напомнил о пилотном проекте по маркировке меховых изделий, результат которого удивил самих участников рынка. Так, оборот шуб оценивался ими в 300 тыс. штук, однако выявилось, что их порядка 3–3,5 млн. Это хороший эффект, и данный опыт будет переложен на другие товары. Но нужно не точечно работать с отраслями, а создавать национальную систему маркировки.
К слову, если представители госструктур говорили больше о положительном опыте маркировки, то представитель бизнеса – заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева подняла ряд проблемных вопросов.
– Важно не торопиться с внедрением, а все-таки найти баланс между пользой для реализации государственных функций и нагрузкой на бизнес, – заявила она.
Есть опыт Беларуси, Армении, где система внедряется давно и не несет особой нагрузки на бизнес, опыт России высокотехнологичный, но затратный.
– Мы должны понять, по всем ли группам товаров вводить одинаковые требования по маркировке, или все-таки необходимы отдельные группы, – заметила Юлия Якупбаева.
Соглашение подписано в феврале прошлого года, но сама концепция прослеживаемости пока не утверждена. Нет понимания принципов маркировки.
В связи с этим в палате создан проектный офис, где ведется обсуждение. Бизнес поддерживает реализацию добровольных проектов маркировки, готов участвовать в «пилоте» по обуви, предложил добровольные пилотные проекты по велосипедам, железнодорожным и автомобильным запчастям. НПП также инициировала выезды на российские заводы по производству молока, пива, лекарств.
Однако в Палате предпринимателей считают, что широкий спектр вопросов остается нерешенным. Нет понимания по базовым механизмам проведения маркировки, не просчитана ее финансовая модель, отсутствуют национальные требования к формированию каталога товаров и участников прослеживаемости. Еще один важный вопрос – трансграничный объем данных и признание идентификационных марок между странами ЕАЭС.
– Разный уровень и подходы к внедрению маркировки несут в себе риски ограничения взаимной торговли не только внутри стран союза, но и с третьими странами. Мы боимся ограничения экспорта в страны ЕАЭС, ограничения качественного импорта из других государств, особенно дорогих лекарств. Поэтому маркировка должна использовать международные стандарты, – резюмировала Юлия Якупбаева.