Как сообщил на брифинге в СЦК вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев, до 2020 года в Казахстане было реконструировано около 13 тыс. км дорог республиканского значения, что позволило привести в нормативное состояние 89% республиканской и 75% местной сети автострад. По итогам текущего года эти цифры вырастут до 90% и 80% соответственно.
Нынче дорожно-строительными работами охвачено 8,4 тыс. км, из них по республиканской сети – 5 тыс. км, в том числе реконструкцией 3,6 тыс. км и ремонтом 1,5 тыс. км. Подлежат приведению в надлежащий вид и 3,4 тыс. км местных дорог.
– По поручению Главы государства также ведутся работы по развитию транзитных коридоров, – подчеркнул вице-министр. – В их числе такие крупные дорожно-строительные проекты, как Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты – Капшагай протяженностью 955 километров, продолжающаяся на востоке республики реконструкция автодорог Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км) и Калбатау – Майкапшагай (415 км). Кроме того, проводится реконструкция автострад Ушарал – Достык (184 км), Мерке – Бурылбайтал, Узынагаш – Отар.
В западном регионе страны ведется модернизация большого коридора Актобе – Атырау – Астрахань. Продолжается сооружение развязки на железнодорожном переезде станции Шамалган.
В целом по итогам года планируется завершить работы на 2,2 тыс. км дорог республиканского значения. В рамках государственно-частного партнерства строится объездная дорога БАКАД в Алматы с завершением в 2024 году, полный проезд будет открыт уже в следующем году. Параллельно идут работы на радиальных дорогах шести выездов из мегаполиса до БАКАД общей протяженностью 70 км.
Вице-министр сам затронул волнующий многих вопрос о якобы высокой стоимости дорожного строительства в Казахстане по сравнению с другими странами.
– Средняя стоимость наших автомобильных дорог составляет в зависимости от их категории, от конструкции дорожной одежды от 1 миллиона до 2,5 миллиона долларов, тогда как эта стоимость, к примеру, в европейских странах составляет от 3 до 5 миллионов долларов, – сообщил Берик Камалиев. Как пояснил спикер, стоимость проекта определяется на основании проектно-сметной документации после прохождения государственной экспертизы, а качество проверяется в соответствии с инструкцией по приемке работ.
Говоря о планах по расширению сети платных дорог, председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Маратулы заявил, что еще 5 800 км автодорог, проложенных в соответствии с программой «Нұрлы жол», начиная с октября текущего года станут платными. Уже смонтированы 94 арки платежных систем, ведется их тестовая эксплуатация. При этом председатель правления напомнил, что внедрение платной системы планировалось на июнь, однако было перенесено в связи с многочисленными фактами недовольства со стороны автоперевозчиков. Они потребовали привести дороги в надлежащее качество и пересмотреть тарифы в сторону снижения.
– Тариф на дороги первой категории остается неизменным с 2013 года – от 5 до 25 тенге за 1 километр для большегрузного транспорта. А по дорогам 2-й и 3-й категорий оплата будет взиматься только за грузовые транспортные средства с применением понижающего коэффициента в зависимости от уровня комфорта, – пояснил Аскар Маратулы. – Утверждена методика расчета Казахстанского НИИ дорог. При расчете по ней – снижение от нынешних тарифов будет почти вполовину.
Платными станут дороги Нур-Султан – Павлодар (не включая 24 км в районе Шидерты), Шымкент – граница Узбекистана, Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Тараз, Тараз – Кайнар, Капшагай – Талдыкорган, Нур-Султан – Кокшетау – Петропавловск.
Говоря о некачественном выполнении дорожных работ, генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир Сагинов назвал одним из ключевых факторов этого явления ненадлежащий контроль со стороны служб технического надзора. В связи с чем специалистами центра за 8 месяцев года подано 59 обращений в органы государственного архитектурно-строительного контроля по фактам ненадлежащего исполнения договорных обязательств со стороны учреждений технического надзора. Приостановлено действие 12 аттестатов технадзора, а также наложен штраф на сумму 12,2 млн тенге.