Депутаты констатировали, что жалобы от жителей мегаполиса на качество атмосферного воздуха в Алматы поступают все чаще.
Понятно, что вопрос загрязнения воздуха – сложный и комплексный, его решение требует системного структурированного подхода и отдельной проработки каждого из проблемных факторов.
Согласно официальными независимым данным, на сегодняшний день ключевыми факторами загрязнения воздуха являются отопление частного сектора твердым топливом и выхлопы автотранспорта. Качество воздуха негативно влияет как на экологическую ситуацию в целом, так и на здоровье горожан.
Пока выполняемых природоохранных мероприятий недостаточно, об этом свидетельствуют ежедневные показатели превышения по ПДК.
Депутаты считают необходимым предусмотреть механизм субсидирования подключения домов в частном секторе к газовой сети, приобретения и установки отопительного оборудования для социально уязвимых слоев населения: многодетных семей, матерей-одиночек, лиц с инвалидностью и пенсионеров. Источником субсидирования должны стать местные бюджеты. В настоящее время минимальная стоимость подключения к газовой сети, приобретения и монтажа газо-отопительного оборудования составляет от 400 тыс. тенге, что является неподъемной суммой для малообеспеченных горожан.
Кроме того, предлагается усилить контроль за техническим состоянием автотранспорта и обеспечить реальные замеры содержания вредных веществ выхлопных газов автомобилей.
Между тем, согласно данным акимата и независимых экспертов, в городе насчитывается до 500 тыс. автомобилей и порядка 200 машин ежедневно въезжает из области. При этом сложилась практика, когда станции техосмотра проводят осмотр транспортных средств формально, а техническое состояние въезжающего в Алматы транспорта должным образом не контролируется профильными подразделениями полиции.
Также депутаты предлагают разработать механизм системного контроля качества автомобильного топлива, реализуемого на заправочных станциях города, поскольку низкое качество автомобильного топлива также приводит к ухудшению состояния атмосферного воздуха.
В ответе на запрос глава кабмина сообщил, что по поручению Главы государства разработана и утверждена «Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем городов Нур-Султана и Алматы».
Документ предусматривает мероприятия по снижению выбросов теплоэнерговырабатывающих предприятий на угле, домов частного сектора и автотранспорта, исключение риска нарушения воздушной циркуляции, озеленение.
По расчетам, в 2019 году на долю теплоисточников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города Алматы приходится 34%, в том числе ТЭЦ-2 – 26% и ТЭЦ-3 – 8%. В целях снижения загрязняющих веществ в атмосфере Правительством и общественностью города Алматы одобрен вариант модернизации котлов Алматинской ТЭЦ-2 на газ, который позволит снизить выбросы ТЭЦ-2 на 83%. На сегодняшний день АО «Самрук-Энерго» разработано технико-экономическое обоснование проекта «Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду», который находится на государственной экологической экспертизе в РГП «Госэкспертиза». Проектно-сметную документацию планируется завершить в 2022 году, по завершении начнутся работы по реконструкции котлов до конца 2025 года.
Также акиматом города Алматы начаты работы по введению временного ограничения на передвижение грузового транспорта в историческом центре и пределах малого транспортного кольца города Алматы. По данным Министерства внутренних дел, в рамках реализации программы «Таза ауа – Жаңға дауа» на въезде в город Алматы функционирует 10 экологических постов, осуществляющих мониторинг автотранспорта с выхлопами, превышающими предельно-допустимые нормы.
В результате работы постов за 2020 год к административной ответственности были привлечены более 23 тыс. автовладельцев за правонарушения, связанные с экологическими требованиями, за отсутствие прохождения технического осмотра, а также несоответствие автотранспорта техническому регламенту. На сегодняшний день акиматом города Алматы ведутся работы по устройству еще 19 экопостов по периметру города для автотранспорта, въезжающего в город. Информация по автотранспортным средствам, не соответствующим установленным экологическим требованиям, будет передаваться по системе «Сергек» в Департамент полиции города Алматы для оперативного отслеживания и ограничения их передвижения по городу. Вышеуказанные мероприятия направлены на улучшение экологического состояния города и увеличение пропускной способности дорожной сети.
Что касается субсидирования подключения домов в частном секторе к газовой сети, акиматом города Алматы с АО «Halyk Bank» достигнута договоренность о кредитовании подключения газа жителей города из категории социально уязвимых слоев населения. В рамках указанного проекта акиматом города Алматы определено 92 домовладения, из них на сегодняшний день газифицировано 71 в Алатауском и Наурызбайском районах.
До конца февраля 2021 года планируется завершить газификацию оставшегося 21 домовладения.