Свежий выпуск

​Формирование общества равных возможностей

Современный Казахстан идет по пути социальной модернизации, определенной в программных документах стратегического развития страны. Ее цель и смысл Елбасы определил как подготовку общества «к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утверждение социальных отношений, основанных на принципах права и справедливости». В связи с этим одним из приоритетов социальной политики государства становится формирование в стране работающего инклюзивного общества, о котором заявил в своем первом Послании народу Президент Касым-Жомарт Токаев.

Закономерно, что инклюзия как социальная практика начинается с реформ в сфере образования, приз­ванного обеспечивать возможности для личностного развития, профессио­нальной и личностной реализации. Эксперты признают, что в плане внед­рения инклюзивности в общеобразовательную систему Казахстан опережает другие центральноазиатские страны. В отечественном образовании на сегодня сложились и активно развиваются собственные инклюзивные практики, характеризующие общие социальные тенденции в республике.

Дальнейшее развитие системы образования на основе инклюзивных практик сегодня требует решения ряда конкретных задач. Необходима эффективная адаптация образовательного процесса, учебных планов дошкольного и школьного воспитания и обучения с учетом равного вовлечения в обучение детей, требующих психофизиологической помощи. Но наиболее насущная проблема – обеспечение необходимого уровня профессиональных компетенций педагогов и других специалистов, работающих по программам инклюзивного обучения.

Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова стал одним из центров развития инклюзивного образования в республике. Наш вуз обладает значительными организационными и кадровыми ресурсами в этой сфере, имеет большой опыт обучения квалифицированных специалистов в области инклюзивного образования.

При университете успешно действует Консультативно-практический центр инклюзивного образования, а также реабилитационный кабинет психолого-педагогической коррекции детей с ограниченными возможностями. Здесь проводятся исследования в области диагностики, медицинской и социальной реабилитации детей с особыми потребностями, разрабатываются и внедряются в учебный процесс методики их адаптации в учреждениях дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования.

На основе этих исследований университет участвует в разработке научно-методического сопровождения программ инклюзивного обучения. Мы выступаем с предложениями по разработке типовых требований, по проведению финансовых расчетов для организации условий инклюзивного обучения детей в обычных детских садах, школах, колледжах, вузах. Специалисты университета работают над адаптацией учебных программ, включающих вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные траектории, которые позволили бы осуществлять индивидуальный подход в обучении детей с ограниченными возможностями. Основная их задача – позитивная мотивация детей на получение образования и его профессиональная ориентированность. Такие образовательные программы должны предусматривать участие в видах деятельности, обеспечивающих освоение и выбор профессии на основе единства желаний и возможностей обу­чающегося, тенденций рынка труда.

Специалисты центра оказывают активную методическую поддержку стажерским площадкам инклюзивного образования, действующим на территории Карагандинской области, тесно сотрудничают с педагогами средней школы № 27 Караганды, которая стала республиканской экспериментальной площадкой Министерства образования и науки по внедрению инклюзивного образования.

Одной из первостепенных и сложных задач университета служит подготовка современного учителя, способного осуществлять инклюзивное образование. В КарГУ им. Е. Букетова ведется обучение квалифицированных специалистов для работы с особенными детьми как индивидуально, в специализированных классах, так и в системе общеобразовательных школ. Учитель нового типа должен владеть современными профессиональными психолого-педагогическими методиками, а также обладать высокой нравственной культурой, соответствующей гуманистической ориентации образования.

Для качественного обучения студентов университет создает широкую поддерживающую среду, единое образовательное пространство по подготовке научно-педагогических кадров в области специального и инклюзивного образования. Мы организуем совместные мероприятия со школами и реабилитационными кабинетами, карагандинским центром реабилитации инвалидов «Лайықты өмір», Ассоциацией родителей детей-аутистов Караганды, общественным объединением «Центр поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями развития «Ақ бота», сотрудничаем с другими государственными и неправительственными организациями, работающими в этой сфере. В проведении этих мероприя­тий активно задействованы наши студенты, обучающиеся по соответствующим педагогическим специальностям. Они получают ценный опыт и практические навыки, знакомятся с основными принципами организации коррекционно-развивающих занятий и активной деятельности ребенка, с классическими и нетрадиционными техниками и приемами терапии, необходимыми для осуществления позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Инклюзивное образование сегодня создает условия для формирования полноценного инклюзивного общества, его духовно-нравственной атмосферы и демократических ценностей. Оно оказывается наиболее целесообразным и с экономической точки зрения, обеспечивая участие всех граждан в адекватной трудовой деятельности на благо общества.

Автор:
Азамат Едрисов, ректор Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, член-корреспондент НАН РК, профессор
10:33 , 11 Сентября 2019
0
201
Подписка

Популярное