Свежий выпуск

Философия, облаченная в звук

Сольный концерт блестящей пианистки, композитора, заслуженного деятеля РК Гульжан Узенбаевой в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла прошел с аншлагом.

Программа открылась сонатой № 8 «Патетическая» Людвига ван Бетховена. С первых трагических аккордов-реплик пианистка увлекла взволнованно-тревожным развертыванием музыки: прочтение шедевра не было традиционно пламенным, а превратилось в монолог философа, погруженного в глубины духовного мира личности. В первой части слушатели сопереживали искренним эмоциям отчаяния и смятения.

Бетховен, которому во время создания данной сонаты не было и тридцати лет, переживал состояние прогрессирующей глухоты. Для него, композитора, это сулило страшную перспективу изоляции от музыки, звуков окружающего мира. Только укрепляя себя молитвой, он находил силы жить и творить. Именно такое преодоление себя и трудностей является примером стойкости для нас, живущих в условиях пандемии COVID-19, когда слушание концерта в масках при полупустом зале уже воспринимается как благо.

Три Интермеццо Йоханнеса Брамса ор.117 продолжили линию глубоко личностных переживаний. Гульжан Узенбаева как большой художник неторопливо и тихо сплетала ажурную сеть хорально-подголосочной фактуры. Таким образом глубоко раскрывая благородную печаль колыбельной песенности этих сочинений.

Яркий всплеск эмоций зал пережил, когда пианистка исполнила свою Фантазию, написанную ею в 1996 году после окончания аспирантуры. Радостная, бурлящая музыка, пронизанная терпкостью казахского мелодико-гармонического языка, захватила публику бурным натиском токкатных волн. С последними аккордами Фантазии раздались громкие аплодисменты! Так слушатели выражали восхищение авторским произведением и мастерским исполнением Гульжан Узенбаевой, находящейся в зените своего пианизма и художественных устремлений.

В заключение она сыграла четыре прелюдии Сергея Рахманинова: ор.3 до-диез минор, ор.23 соль минор, Ре мажор и Си-бемоль мажор. В них прозвучали эпическая мощь, переливы колокольного набата, сокровенная лирика и гимн бушующей жизни. В исполнении пианистки поражала органика, доверительный контакт с залом, благородство звучания рояля.

– Радость нашей профессии – в поиске новых музыкальных идей, которые отражают вызовы современности, при этом одухотворяют человека и преобразуют мир. Миссия исполнителя в том, чтобы через музыку коснуться божьей благодати и передать ее людям, – уверена Гульжан Узенбаева.

Автор:
Инна Лебедева
00:47 , 21 Октября 2021
0
914
Подписка

Популярное